Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

1 июля 2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», регулирующий отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора). 

В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ  «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в отношении производителей и (или) распространителей информационной продукции регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (за исключением государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, при осуществлении такого контроля без взаимодействия с контролируемым лицом). 

Частью 4 статьи 20 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» установлено, что положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, утверждается Правительством Российской Федерации. 

Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 1019 (далее – Положение), установлен порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.  

В соответствии с пунктом 3 Положения Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию в части соблюдения контролируемыми  лицами обязательных требований, установленных частями 4 и 5 статьи 11, часть 1 статьи 14, статьей 15 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ  «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» 

Частью 2 статьи 45 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» установлено, что виды профилактических мероприятий, которые проводятся при осуществлении государственного контроля (надзора), определяются положением о виде контроля. 

В соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 1019, при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки проводит следующие профилактические мероприятия: 

а) информирование; 

б) обобщение правоприменительной практики; 

в) объявление предостережения; 

г) консультирование; 

д) профилактический визит. 

Нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, а также сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного контроля (надзора), о сроках и порядке их вступления в силу

Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»

Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 1019 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию»

Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (размещено 03.02.2025)

Информация о периодичности проведения обязательных профилактических визитов (размещено 09.10.2025)

Информация о внесении изменений в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 1019 (размещено 06.10.2025)

Информация о перечне наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований, выявленных по результатам проведенных в 4 квартале 2021 года контрольных (надзорных) мероприятий

Информация об издании постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2362 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию»

Информация о перечне наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований, выявленных по результатам проведенных во 3 квартале 2021 года контрольных (надзорных) мероприятий

Информация о вступлении в силу 248-ФЗ; изменениях, внесенных в 273-ФЗ; вступлении в силу Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования (постановление Правительства РФ № 997)

Информация о внесении изменений в Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Информация о перечне наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований, выявленных по результатам проведенных во 2 квартале 2021 года контрольных (надзорных) мероприятий

Исчерпывающий перечень документов и (или) информации, истребуемых при осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию у контролируемых лиц (организаций, осуществляющих образовательную деятельность)
Сведения о порядке досудебного обжалования решений Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, действий (бездействия) должностных лиц Рособрнадзора

В соответствии с пунктами 68-71 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации
о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 1019:

«68. Контролируемые лица имеют право на обжалование действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий, а также принимаемых ими решений
о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, актов проверки, предписаний об устранении выявленных нарушений в досудебном порядке.

69. Жалоба на решение территориального органа контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) данного территориального органа либо контрольного (надзорного) органа.

Жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа контрольного (надзорного) органа рассматривается контрольным (надзорным) органом.

Жалоба на решения контрольного (надзорного) органа, принятые его центральным аппаратом, действия (бездействие) должностных лиц центрального аппарата контрольного (надзорного) органа рассматривается руководителем контрольного (надзорного) органа.

В случае отсутствия вышестоящего контрольного (надзорного) органа жалоба на решения, действия (бездействие) руководителя контрольного (надзорного) органа рассматривается руководителем контрольного (надзорного) органа или органом, созданным в соответствии с частью 3 статьи 40 Федерального закона
«О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

70. Жалоба подлежит рассмотрению контрольным (надзорным) органом или его территориальными органами в порядке, предусмотренном статьей 43 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». По итогам рассмотрения жалобы контрольные (надзорные) органы, их территориальные органы принимают одно из следующих решений:

а) оставить жалобу без удовлетворения;

б) отменить решение контрольного (надзорного) органа, его территориальных органов полностью или частично;

в) отменить решение контрольного (надзорного) органа, его территориальных органов полностью и принять новое решение;

г) признать действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа, его территориальных органов незаконными и вынести решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.

71. Обжалование решений контрольных (надзорных) органов осуществляется в порядке, предусмотренном главой 9 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Порядок отнесения объектов контроля к категориям риска. Перечень объектов контроля, учитываемых при формировании ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска
В соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 1019:

«7. Объектами государственного контроля (надзора) являются:

а) деятельность контролируемых лиц при использовании информационной продукции в образовательном процессе, реализуемом на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности;

б) деятельность контролируемых лиц при распространении информационной продукции в сети «Интернет»;

в) деятельность контролируемых лиц при распространении информационной продукции посредством наземного эфирного и спутникового вещания;

г) деятельность контролируемых лиц при распространении информационной продукции в периодических печатных изданиях, за исключением средств массовой информации, распространяющих продукцию в сети «Интернет»;

д) информационная продукция, к которой предъявляются обязательные требования;

е) деятельность контролируемых лиц при распространении информационной продукции посредством кабельного вещания.

10. Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора) каждый контрольный (надзорный) орган отдельно относит объекты государственного контроля (надзора) к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее — категории риска).

С учетом тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также с учетом добросовестности контролируемых лиц контрольные (надзорные) органы при осуществлении государственного контроля (надзора) относят объекты государственного контроля (надзора) к одной из следующих категорий риска:

а) значительный риск;

б) средний риск;

в) умеренный риск;

г) низкий риск.

12. Отнесение объекта государственного контроля (надзора) к одной из категорий риска осуществляется на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями риска. В случае поступления в контрольные (надзорные) органы сведений о соответствии объекта государственного контроля (надзора) критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска контрольные (надзорные) органы в течение 5 рабочих дней со дня поступления указанных сведений принимают решение об изменении категории риска указанного объекта государственного контроля (надзора).»

КРИТЕРИИ
отнесения объектов федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации
о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью
и (или) развитию, к категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении
государственного контроля (надзора)

По тяжести и масштабу потенциальных негативных последствий несоблюдения производителями, распространителями информационной продукции и (или) лицами, обеспечивающими доступ детей к информации, в том числе лицами, указанными в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее контролируемые лица), обязательных требований в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее — обязательные требования), деятельность контролируемых лиц разделяется на группы тяжести «А» и «Б» (далее — группы тяжести).

К группе тяжести «А» относятся:

— деятельность контролируемых лиц при распространении информационной продукции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

— деятельность контролируемых лиц при распространении информационной продукции посредством наземного эфирного и спутникового вещания;

— деятельность контролируемых лиц при распространении информационной продукции в образовательном процессе.

К группе тяжести «Б» относятся:

— деятельность контролируемых лиц при распространении информационной продукции в периодических печатных изданиях, за исключением периодических печатных изданий, являющихся средствами массовой информации, распространяющихся в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет»;

— деятельность контролируемых лиц при распространении информационной продукции посредством кабельного вещания.

С учетом оценки вероятности несоблюдения контролируемыми лицами обязательных требований деятельность, подлежащая федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, разделяется на группы вероятности «1», «2», «3» и «4» (далее — группы вероятности).

К группе вероятности «1» относится деятельность контролируемых лиц при наличии в течение последних 3 лет выявленного нарушения обязательных требований и постановления о назначении административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 6.17 и частью 2 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

К группе вероятности «2» относится деятельность контролируемых лиц при наличии в течение последних 3 лет выявленного нарушения обязательных требований и постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

К группе вероятности «3» относится деятельность контролируемых лиц при наличии в течение последних 3 лет выявленного нарушения обязательных требований в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, за исключением случаев, отнесенных к группам вероятности «1» и «2».

К группе вероятности «4» относится деятельность контролируемых лиц, у которых в течение последних 3 лет не были выявлены нарушения обязательных требований в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Отнесение деятельности контролируемых лиц к определенной категории риска основывается на соотнесении группы тяжести и группы вероятности согласно таблице:

Категория риска Группа тяжести Группа вероятности
Значительный А
Б
1
1
Средний А 2
Умеренный А
Б
3
2
Низкий А
Б
Б
4
3
4

Перечень объектов федерального государственного контроля(надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, отнесенных к категориям риска

Консультирование

В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона от 31 июля 2020 г.
№ 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле
в Российской Федерации», должностное лицо Федеральной службы по надзору
в сфере образования и науки (Рособрнадзор) по обращениям контролируемых лиц
и их представителей осуществляет консультирование (дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора)). Консультирование осуществляется без взимания платы.

В соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 1019, консультирование осуществляют должностные лица Рособрнадзора по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий»
по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора)), в том числе по следующим вопросам:

— порядок и периодичность проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

— порядок принятия решений по итогам контрольных (надзорных) мероприятий;

— порядок обжалования решений контрольных (надзорных) органов;

— положения обязательных требований, ограничений, порядков и правил, установленных законодательством Российской Федерации в сфере защиты детей
от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Консультирование контролируемых лиц и их представителей на личном приеме осуществляется по графику:
второй и четвертый четверг месяца с 14.00 до 16.00.

Место проведения консультирования: ул. Садовая-Сухаревская, д. 16,
г. Москва, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

При необходимости консультирования на личном приеме или посредством видео-конференц-связи контролируемые лица и их представители могут направить обращение о проведении консультирования посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных
и муниципальных услуг (функций)».

Презентация «Практика осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию» (размещено 14.11.2025)

Профилактический визит
В соответствии со статей 52 Федерального закона от 31.07.2020
№ 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле
в Российской Федерации» профилактический визит проводится в форме профилактической беседы инспектором по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения «Инспектор».

В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется
об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо
к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска,
о рекомендуемых способах снижения категории риска, видах, содержании
и об интенсивности мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска, а инспектор осуществляет ознакомление с объектом контроля, сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска, и проводит оценку уровня соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

Профилактический визит проводится по инициативе контрольного (надзорного) органа (обязательный профилактический визит) или по инициативе контролируемого лица.

Обязательный профилактический визит

В соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 1019, обязательный профилактический визит проводится в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 4 части 1 статьи 52.1 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а также
в случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии
с частью 2 статьи 52.1 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Осмотр в рамках проведения обязательного профилактического визита может осуществляться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения «Инспектор».

При проведении осмотра в рамках проведения обязательного профилактического визита фотосъемка и видеозапись осуществляются
с использованием мобильного приложения «Инспектор».

Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать 10 рабочих дней и может быть продлен на срок, необходимый для проведения экспертизы.

Обязательный профилактический визит не предусматривает отказ контролируемого лица от его проведения.

Контрольные (надзорные) органы осуществляют учет обязательных профилактических визитов.

Профилактический визит по инициативе контролируемого лица

В соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 1019, профилактический визит по инициативе контролируемого лица проводится
в соответствии со статей 52.2 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

В соответствии со статей 52.2 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Профилактический визит по инициативе контролируемого лица может быть проведен по его заявлению, если такое лицо относится к субъектам малого предпринимательства, является социально ориентированной некоммерческой организацией либо государственным или муниципальным учреждением

Контролируемое лицо подает заявление о проведении профилактического визита посредством единого портала государственных и муниципальных услуг или регионального портала государственных и муниципальных услуг.

Контролируемое лицо вправе отозвать заявление либо направить отказ
от проведения профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения.

Информация об издании приказа Рособрнадзора от 01.07.2025 № 1331 + Приказ Рособрнадзора от 01.07.2025 № 1331

Объявление предостережения
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

В соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 1019, контролируемое лицо в течение 10 рабочих дней со дня получения предостережения вправе подать в контрольный (надзорный) орган возражение в отношении предостережения (далее – возражение).
Возражения направляются контролируемым лицом в электронной форме на адрес электронной почты контрольного (надзорного) органа либо в бумажном виде почтовым отправлением или иными указанными в предостережении способами.

В возражении указываются:

1) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
2) идентификационный номер налогоплательщика – юридического лица;
3) дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
4) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.

Контрольный (надзорный) орган, объявивший предостережение, рассматривает возражение в течение 20 рабочих дней со дня регистрации возражения.

По результатам рассмотрения возражения принимается одно из следующих решений:

а) удовлетворить возражение в форме отмены объявленного предостережения;

б) отказать в удовлетворении возражения.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения по результатам рассмотрения возражения, контролируемому лицу, подавшему возражение, в письменной форме по почте и (или) по электронной почте по адресу, сведения о котором представлены контрольным (надзорным) органам контролируемым лицом и внесены в информационные ресурсы, информационные системы при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) сведения о котором были представлены при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения.

Формы проверочных листов, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию