Министр образования области Светлана Трусенева провела собрание для родителей выпускников 9-11 классов. Мероприятие прошло в формате видеоконференции, в которой приняли участие более 100 человек. Это свидетельствует о высокой заинтересованности родителей в вопросах государственной аттестации.
В начале встречи министр подробно рассказала о сути государственной итоговой аттестации, а также остановилась на процедуре апелляции, пояснив её значение для участников ГИА. Она также представила контрольные измерительные материалы, доступные для подготовки будущим экзаменуем.
Светлана Трусенева обратила внимание на то, что задания из демонстрационных материалов никогда не использовались на ГИА, однако они аналогичны экзаменационным заданиям и созданы для того, чтобы участники могли ознакомиться с их структурой и уровнем сложности. В демонстрационном варианте содержатся инструкции и критерии оценивания заданий, обязательные для изучения.
Во время собрания было отмечено, что пункты проведения экзамена (ППЭ) могут быть организованы на базе образовательных организаций, а также в медицинских учреждениях, специальных учебно-воспитательных учреждениях и на дому. В ППЭ предусмотрены меры безопасности, включая проверки на наличие запрещённых средств. При появлении сигнала металлодетектора участник обязан показать предмет, вызывающий сигнал.
Кроме того, министр отметила, что обучение общественных наблюдателей для ГИА осуществляется Калининградским областным институтом развития образования. Желающие могут пройти обучение и стать наблюдателями в 2025 году, подав заявку на официальном сайте.
Немного аналитики.
Во время встречи Светлана Трусенева подчеркнула важность формирования у детей первоначальных конструкторско-технологических знаний и навыков. Её информация о выборе предметов для ЕГЭ показала, что в последние годы наблюдается снижение интереса к профильной математике и физике, в то время как информатика продемонстрировала рост выбора в качестве экзамена на 9,7%.
С 2018 года наблюдается аналогичная отрицательная динамика в выборе предметов для основного государственного экзамена (ОГЭ). Снижение интереса среди учащихся фиксируется по ряду предметов: по физике выбор уменьшился на 4,9%, по химии — на 2,6%, а по биологии — на 2,9%. В то же время стоит отметить положительную динамику выбора информатики, количество желающих изучать этот предмет увеличилось на 19,8%.
О сроках подачи заявлений на ГИА
Также министр напомнила о сроках подачи заявлений на участие в ЕГЭ для выпускников 11-х классов 2024 года. Заявления принимаются до 1 февраля 2025 года включительно. После этой даты изменения и дополнения в перечень предметов для прохождения государственной итоговой аттестации (ГИА) будут приниматься ГЭК Калининградской области только при наличии уважительных причин, подтвержденных документально.
Стоит отметить, что выбор предметов для ЕГЭ без профильной математики предоставляет возможность поступления лишь на 8% программ на бюджетные места. Вместе с тем, выбор сочетания профильной математики и обществознания открывает доступ к 17% программ на бюджетные места.
Заявление об участии в экзаменационных испытаниях в форме ЕГЭ для всех категорий участников также необходимо подать до 1 февраля 2025 года.
Прием заявлений на участие в ОГЭ для 9 классов будет завершен 1 марта 2025 года (включительно). После истечения этого срока заявление на изменения или дополнения в перечень предметов для прохождения ГИА будут приниматься ГЭК Калининградской области исключительно при наличии уважительных причин, подтвержденных документально.
Об итоговом сочинении и собеседовании
Для 11 классов в 2024-2025 учебном году итоговое сочинение (изложение) будет проводиться в следующие сроки: основной срок — первая среда декабря (4 декабря 2024 года), дополнительные сроки — первая среда февраля (5 февраля 2025 года) и вторая среда апреля (9 апреля 2025 года).
Что касается 9 классов, итоговое собеседование по русскому языку в 2024-2025 учебном году пройдет: основной срок — вторая среда февраля (12 февраля 2025 года), дополнительные сроки — вторая рабочая среда марта (12 марта 2025 года) и третий понедельник апреля (21 апреля 2025 года).
Устное собеседование направлено на проверку навыков спонтанной речи учащихся, их умения создавать монологические высказывания на различные темы и участвовать в диалоге. Структура и типы заданий — выразительное чтение текста вслух, подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания, монологическое высказывание по одной из выбранных тем, диалог с экзаменатором-собеседником.
Общий итог собеседования — «зачет» или «незачет». Суммарный максимум баллов — 20. Для получения зачета необходимо набрать минимум 10 баллов. Положительный результат дает допуск к ГИА-9. Общее ориентировочное время, отведенное для ответа ученика, составит 15 минут.
Итоговое собеседование начнется в 9:00 по местному времени. В аудиториях, где оно будет проходить, будет осуществляться аудиозапись. Учащиеся смогут прослушать запись сразу после того, как дадут ответ, чтобы удостовериться, что ответ был записан четко и без сбоев. Это важно, особенно если он будет оцениваться по записи после собеседования.
Подготовка к итоговым испытаниям
Министр обратила внимание родителей на сайт ФИПИ, где размещены кодификаторы, спецификации и демоверсии ОГЭ по всем предметам, а также демоверсия и критерии оценивания итогового собеседования по русскому языку.
Светлана Трусенева заострила внимание родителей и выпускников на том, что в этом году изменения в КИМ не затронули математику, биологию, историю, географию, обществознание, иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский), русский язык и литературу, а также итоговое собеседование по русскому языку. Однако изменения были внесены в КИМ по физике, химии и информатике.
Как и в предыдущие годы, изменения в КИМ направлены на усиление деятельности составляющей экзаменационных моделей, включая применение умений и навыков анализа различной информации, решение задач (в том числе практических), развернутое объяснение, аргументацию и прочее.
Корректировка системы оценивания задумана для повышения дифференцирующей способности заданий и экзаменационной работы в целом.
Отдельно министр остановилась на вопросе проведения федеральных и региональных тренировочных мероприятий, направленных на подготовку участников экзаменационных испытаний для единого государственного экзамена в 2025 году для 11-классников. Цель этих мероприятий – предоставить каждому выпускнику возможность потренироваться в прохождении процедуры испытания в формате единого государственного экзамена.
Такие тренировочные мероприятия уже запланированы для выпускников 9-х классов. Тренировочный экзамен по математике пройдет 20 марта 2025 года, по химии с включением практической части 3 апреля 2025 года, по иностранным языкам (раздел «Говорение») – 23 апреля 2025 года.
Прием в 10 класс. Критерии отбора
Светлана Трусенева рассказала о том, по каким критериям проходит зачисление детей в 10 профильный класс.
Преимущественным правом для зачисленияв профильные классы либо в классы с углубленным изучением отдельных предметов по результатам индивидуального отбора пользуются те выпускники, которые получили наиболее высокий рейтинг по результатам оценки комиссией его достижений. Здесь берется средний балл аттестата, результаты ГИА-9 по обязательным предметам и профильным предметам или по предметам, соответствующим углубленному изучению в классах с углубленным изучением отдельных предметов, результаты всероссийской олимпиады школьников, либо олимпиад и иных конкурсов, мероприятий, перечни которых ежегодно утверждаются приказами Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, а также портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся в учебной и внеучебной деятельности в соответствии с профилем обучения
Подводя итоги, Светлана Трусенева отметила, что родителям важно активно поддерживать своих детей в процессе подготовки к экзаменам. Это поможет им успешно сдать итоговые испытания.
В конце родительского собрания министр ответила на поступившие вопросы.
