Белгородская область: «Состоялась торжественная церемония награждения победителей и призёров регионального конкурса сочинений «Что такое экзамены и для чего они нужны?»

Идея конкурса сочинений «Что такое экзамены и для чего они нужны?» родилась несколько лет назад и на Белгородчине получила активный отклик участников. Творческое испытание в этом году стартовало накануне экзаменационной кампании, чтобы поддержать позитивное отношение всех участников образовательного процесса к государственной итоговой аттестации.

Что думают о ЕГЭ школьники, выпускники, их родители, учителя? Наверняка, мнения у всех разные. Одни считают, что это независимая оценка знаний, исключение коррупции. Другие, что подмена ценности настоящих знаний, то есть «натаскивание» на сдачу конкретного предмета. Третьи, что это серьёзнейшее, н необходимое испытание.

А вообще нужны ли они, экзамены? Свои рассуждения по этому вопросу в виде эссе, рассказов, диалогов представили на суд жюри (сотрудников регионального министерства образования и Белгородского института развития образования) 92 участника из всех районов Белгородчины. Для сравнения: в прошлом году было 78.

По словам экспертов, победили в конкурсе не те работы, где всё написано правильно, что называется по «шаблону». Наоборот, в числе лидеров – исследовательские работы, с неожиданными, порой парадоксальными аргументами, с высоким уровнем осмысления материала, яркостью стиля.

Приведем несколько отрывков из самых ярких сочинений.

У Валентины Коленченко, учителя русского языка и литературы «Пролетарской СОШ № 2» Ракитянского района, свой профессиональный, педагогический, взгляд на вопрос.

«Среди всех Homo sapiens с лёгкостью выделяется Homo pre-examen, или Человек предэкзаменационный… Он панически боится предстоящих испытаний, всем рассказывает о том, как страшны экзамены.  Он перестает верить в науку и начинает верить в приметы. Для того, чтобы получить 5 на ОГЭ или 100 баллов на ЕГЭ, надо подложить под правую пятку пятикопеечную монету… Что должен делать педагог, который встретил человека предэкзаменационного? Моировать Homo pre-examen на настоящую подготовку к экзаменам. Тут на помощь учителю должны прийти родители, школьный психолог, классный руководитель. Мотивированный на успех человек предэкзаменационный – это уже наполовину человек разумный», — делится опытом Валентина Валентиновна.

А что же дальше? Индивидуальный подготовительный маршрут, консультации по предмету, самообразование, работа с демоверсиями и кодификаторами ФИПИ… И, здравствуй, человек разумный!

«Школьный экзамен – испытание для ребенка. Именно тогда мы, дети, остро чувствуем поддержку и участие самых близких нам людей – наших родителей. Это важно. Это нужно. Нужно нам. Важно чувствовать, что родители воспринимают тебя любым: любят и верят в тебя. Что дают родителям экзамены их ребенка? Их реакция на успехи и неудачи своего ребенка в школе, как лакмусовая бумажка. Она позволяет ответить на важный вопрос: «Всегда ли я являюсь для своих детей примером спокойствия и справедливости? В ситуациях с экзаменами у родителей есть возможность на деле показать детям свою безоценочную любовь», — написала Карина Ахметшина, ученица школы № 41 Белгорода.

Очень приятно, что тема конкурса близка и педагогам, и детям. Но как же радует, что тема экзаменов не оставляет в стороне родителей.

«В этом году моей дочери предстоит сдача экзаменов и поступление в высшее учебное заведение. Волнительно. Но больше мне, чем ей. Ведь родителям тоже приходится держать свой экзамен, выпускать из-под крыла своего ребенка, давая возможность учиться летать самостоятельно. Самое главное – научить дочь самостоятельно ставить цели и идти к ним, трудиться, верить в собственные силы», — размышляет Светлана Маклакова, мама ученицы 11А класса школы № 30 Старого Оскола.

Конечно же, правильное отношение к экзаменам формирует школа, но роль родителей крайне важна. Ведь именно воспитание в семье обладает главными преимуществами – длительностью и постоянством. Чему учат экзамены? Управлять не только своим временем, но и эмоциями – направлять чувства в нужное русло. И тут на помощь приходят родители со своим жизненным опытом. Надо разговаривать с детьми, быть рядом, поддерживать. Дети остро нуждаются в поддержке, участии. Потому что семья – это безопасная гавань, в которой при необходимости можно укрыться от любых жизненных бурь и невзгод.   

«Жизнь любого человека – это большой экзамен. В течение всего этого большого этапа мы нередко задаём вопрос: мама, папа, вы мне поможете? Именно в работах, выполненных родителями, чувствовался свой, смелый и мудрый, взгляд на экзамены. Спасибо вам за то, что чувствуете, поддерживаете своих детей», — обратилась к финалистам директор образовательного комплекса «Алгоритм успеха» Белгородской области Инна Тяпугина.

«Экзамены были, есть и будут. К этому испытанию нужно просто относиться очень уважительно. Сама тема конкурса сочинений погружает учеников, педагогов, родителей в эту проблему. Все понимают, что ни аттестат, ни диплом не могут быть выданы без прохождения государственной итоговой аттестации. Сочинения участников конкурса имеют и практическую пользу. Их можно использовать в качестве профилактических диктантов в школах, потому что они учат, воспитывают будущих выпускников. Лучшие работы станут образцом для тех, кто подхватит конкурсную инициативу в дальнейшем», — говорит начальник Департамента по контролю и надзору в сфере образования Министерства образования Белгородской области Николай Рухленко.