Белгородская область: «Итоги участия в проверках территориальных прокуратур рассмотрены на региональном совещании»

Участие специалистов департамента по контролю и надзору в сфере образования в проверках территориальных прокуратур стало в регионе хорошей практикой, обеспечивающей важной информацией о соблюдении обязательных требований. Итоги данных проверок ежеквартально рассматриваются на совещаниях с руководителями муниципальных органов управления образованием и образовательных организаций.

Андрей Мухартов, первый заместитель министра образования области, отметил: «Прокурорские проверки с участием департамента по контролю и надзору в сфере образования для нас в настоящее время есть ценный и востребованный источник информации о том, как обстоят дела с выполнением обязательных требований в расположенных на территории области образовательных организациях, и ориентир, на что необходимо обратить внимание. Прокурорская проверка является средством выявления не только нарушений закона, но и обстоятельств, которые способствуют им, лиц, виновных в совершении нарушений».

В октябре – декабре 2024 года специалистами департамента принято участие в 5 проверках территориальных прокуратур г. Белгорода (1), Новооскольского муниципального округа (1) и Губкинского городского
округа (3) в отношении 3 организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) для обучающихся с ОВЗ, в частности с расстройством аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями. Из 3 общеобразовательных организаций одна государственная и две муниципальные. В отношении одной муниципальной школы проведены 3 проверки.

Поводом для данных проверок стали обращения родителей (законных) представителей обучающихся.

В деятельности проверенных школ выявлен ряд нарушений законодательства в сфере образования, а именно в части приёма в образовательную организацию, перевода обучающихся из одной образовательной организации
в другую, соблюдения лицензионного требования по наличию разработанных и утверждённых образовательных программ, соответствующих федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) и федеральной образовательной программе (ФОП) /федеральной адаптированной образовательной программе (ФАОП), реализации в полном объёме АООП, соблюдения прав участников образовательных отношений, исполнения статьи 14 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Так, одна из проверенных школ при организации приёма в 2024 году не определила количество первых классов и их наполняемость на 2024/2025 учебный год, вследствие чего школа лишила себя возможности руководствоваться при приёме понятием «свободные места», также школой неправомерно был расширен перечень причин для отказа в приёме, в личных делах обучающихся отсутствует копия документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) ребёнка.

В заявлении родителей об отчислении обучающегося в порядке перевода не указано наименование принимающей организации.

Структура и содержание АООП не соответствует требованиями ФГОС и ФАОП, АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на срок реализации 5 лет вместо 9-13 лет, не предусматривается III этап обучения. Содержание и планируемые результаты реализуемых АООП не соответствуют содержанию и планируемым результатам ФГОС и ФАОП. АООП не скорректированы с учётом применения в образовательном процессе электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Имеет место невыполнение учебного плана в части обязательных коррекционных занятий с учителем-логопедом.

             Локальный нормативный акт «Положение о совете профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних образовательной организации» принят на заседании педагогического совета учреждения без учёта мнения совета учащихся, совета родителей при их фактическом наличии.

             В учреждении не приняты меры по получению общего образования обучающимися, не посещающими или систематически пропускающими по неуважительным причинам занятия.

Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования, сказал: «Значение прокурорских проверок велико. С одной стороны, это выявление нарушений законодательства, обеспечение верховенства закона, с другой, результаты проверок позволяют выбрать средства, которые эффективно способствуют восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов. Проверки предполагают также информирование учредителей, муниципальных органов управления образованием, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, о состоянии законности».

Руководителям органов управления образованием муниципальных районов, городских и муниципальных округов с учётом выявленных нарушений поручено проанализировать деятельность подведомственных организаций и принять меры по их недопущению в последующем.