Темой регионального совещания с руководителями профессиональных образовательных организаций, проведённого департаментом по контролю и надзору в сфере образования и департаментом профессионального образования и науки, стал анализ различных негативных проявлений в студенческой среде в свете основных положений Федерального закона № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В совещании приняла участие Марина Ченцова, заместитель начальника управления – начальник отдела организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних управления участковых уполномоченных полиции и подразделения по делам несовершеннолетних УМВД России по Белгородской области.
Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования, открывая совещание, сказал: «Анализ причин негативных проявлений – это важная и многоплановая работа. Знание причин и факторов негативного поведения подростка помогает эффективно организовать профилактическую работу, направленную на предотвращение проявлений негативного поведения детей и подростков, коррекцию таких проявлений, снижение рисков правонарушений. Пользы не будет, если анализ будет проведён поверхностно или формально».
На совещании выступили руководители 3 колледжей, 5 техникумов, 4 структурных подразделений вузов, реализующих программы среднего профессионального образования.
Так, Наталья Овчинникова, директор Дмитриевского аграрного колледжа, говорила о проявлениях словесных конфликтов, это нелестные высказывания, колкости, нецензурная брань, повышение тона разговора. Неумение выяснять отношения словесно приводит к тому, что участники конфликта переходят на драку и начинают наносить друг другу телесные повреждения.
Наталья Новикова, директор Ракитянского агротехнологического техникума, обратила внимание на то, что среда студенческой молодёжи достаточно неоднородная, это объясняется присущим молодым людям разным уровнем интеллектуального, креативного потенциала, развитости общекультурных и ценностных ориентаций. Студенческая группа – это сложное и многообразное социальное явление. Групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента и на его поведение. Сплочение группы – это главная задача куратора.
Бесконтрольность, попустительство со стороны родителей стали причиной нескольких происшествий. Несколько совершённых преступлений – это кражи, что свидетельствует о том, что лицо совершило тайное хищение чужого имущества. Кража причиняет собственнику или другому владельцу фактический имущественный ущерб.
Среди происшествий есть такие, которые именуются «Без вести пропал». Олег Федоренко, директор Белгородского политехнического колледжа, по этому поводу сказал: «Кто-то побеги совершает постоянно, кто-то в первый раз. На бегство из дома толкают проблемы, которые на протяжении длительного времени никак не разрешаются. Если происходит устранение причины побега, если каждая из сторон пересматривает свою позицию и готова меняться к лучшему, то следующего побега не будет. Если же о готовности к переменам через какое-то время забывается и всё возвращается к тому, что было, то побег совершается снова. Прекращению побегов служат большие усилия как несовершеннолетнего ребёнка, так и окружающих взрослых».
Андрей Мухартов, первый заместитель министра образования области, отметил: «Анализ негативных проявлений показал необходимость комплексного поведенческого анализа, включающего педагогическое наблюдение за эмоциональным состоянием, внешним видом, интересами и изменениями Интернет-профилей молодых людей. Хотелось бы обратить внимание на использование стандартизированных, прошедших проверку на валидность и надёжность инструментария психологических диагностических методик. Необходимо помнить, что образовательная организация является важнейшим после семьи фактором, способным существенно влиять на сознание ребёнка, даже если он уже студент, обеспечивать защиту его прав и законных интересов, выявлять причины и условия развития преступных наклонностей, существенно влиять на обстановку в семьях, относящихся к группе «социального риска», и корректировать процесс развития личности ребёнка».
В заключение Марина Ченцова ответила на интересующие директоров техникумов и колледжей вопросы.
