Санкт-Петербург: «Советы от педагога-психолога Ольги Харламовой»

У девятиклассников и одиннадцатиклассников – ответственный период, к которому нужно отнестись внимательно и встретить с «холодной» головой. Будущие петербургские выпускники уже приступили к подготовке. Через неделю им предстоит пройти первое испытание – итоговое сочинение (изложение), которое послужит допуском к государственной итоговой аттестации. Комитет по образованию продолжает серию публикаций проекта «ГИА: только спокойствие!».

Многие ребята, которые прошли этот непростой путь, отмечают, что важна регулярность занятий и четкий, выполнимый план подготовки. Но как готовиться к экзаменам эффективно и не перегореть прежде, чем выйдешь с экзамена? Этот вопрос мы задали педагогу-психологу Академической гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес, преподавателю кафедры психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования им К.Д. Ушинского Ольге Харламовой.

«Волнение перед экзаменом, как и перед любым другим ответственным событием, — это нормально! Всем людям оно знакомо. Важно научиться справляться с этим состоянием. Прежде всего, нужно помнить: экзамен – не роковая черта, а очередная проверочная работа, и, ответственно выполняя задания учителей в течение учебного года, ученик к ней сможет подготовиться», – говорит Ольга Харламова.

Важно соблюдать режим дня. Крепкий, полноценный сон в сочетании с плодотворным трудом придадут школьнику силы, уверенность и стрессоустойчивость. Также не стоит забывать о прогулках и активном отдыхе на свежем воздухе.

По мнению специалиста, чтобы задача не казалась непосильной, большую цель необходимо разбить на маленькие задачи или шаги. Она рекомендует обязательно хвалить школьника за каждый сделанный шаг! Он приближает ребенка к цели.

«Знание – сила. А знание о своих сильных сторонах и дефицитах – особенная сила! Проконсультируйся с учителем-предметником, на что стоит обратить особое внимание при подготовке к экзамену по его предмету», – дает еще один совет школьникам педагог-психолог.

Для хорошего настроения, высокой трудоспособности и отличного самочувствия важно следить за питанием: необходимо есть вовремя и сбалансированно. Включать в рацион продукты, способствующие выработке дофамина, серотонина, окситоцина и эндорфина (бананы, миндаль, финики, рыба, сыр, апельсины, чёрный шоколад, овсянка и другие полезные продукты).

В этот период для каждого школьника как никогда важно внимание авторитетных взрослых. «Не стесняйся попросить близких о поддержке. Расскажи им, что для тебя важно их спокойствие, жизнерадостный настрой и уверенность в твоём успехе», — рекомендует будущим выпускникам Ольга Харламова.

«Почаще вспоминай о своих предыдущих достижениях! Тебе уже приходилось справляться с трудностями, и опыт их преодоления – значимый багаж. Цени свой жизненный опыт! Скоро в копилке окажется сдача экзаменов», – добавляет эксперт.

В течение года необходимо также продумать разные варианты развития событий и разработать запасной план действий для каждого из них. В этом школьнику могут помочь классный руководитель, педагог-психолог, родители. Если с первого раза не получится сдать экзамен так успешно, как хотелось бы, то можно спокойно перейти к реализации плана Б. Это снизит стресс, неуверенность и на самом экзамене ребенок будет чувствовать себя спокойнее.

«Если чувствуешь, что не справляешься с переживаниями, нарушаются сон, аппетит, появляются страхи, помни – ты не один! Рядом люди, готовые тебя поддержать и помочь тебе: обратись к взрослому, которому ты доверяешь – к родителям, школьному психологу, классному руководителю, учителю-предметнику. Тебе обязательно помогут!» – заключила Ольга Харламова.