Санкт-Петербург: «Проект «Петербургские эксперты о ЕГЭ»

Алексей Гришанков: «Нельзя ни в коем случае ограничиваться только механическим заучиванием… требуется понимание».

Накануне единого государственного экзамена (ЕГЭ) по биологии преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета, председатель предметной комиссии по проверке ЕГЭ по биологии Санкт-Петербурга Алексей Гришанков рассказал об особенностях его проведения. Напомним, петербургские школьники сдают этот предмет уже во вторник 13 июня.

«Экзамен относится к числу экзаменов по выбору. Большинство его участников – это потенциальные абитуриенты вузов, которые готовят специалистов в самых разных областях – биология, медицина, сельское хозяйство, психология, физкультура и спорт и другие области. Поэтому экзамен относится к числу востребованных», – пояснил эксперт.

Как отметил Алексей Гришанков, тематически задания охватывают все разделы школьного курса – многообразие организмов, биологию человека, общую биологию. При этом в контрольно-измерительных материалах (КИМах) преобладают задания общебиологической направленности, так как именно они обобщают многие сведения, полученные из других разделов. На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 55 минут.

«За это время выпускники должны выполнить задания, которые сгруппированы в две части. В первой части ребят ждут 22 задания тестового формата. Это задания разного типа — базового и повышенного уровня сложности. Вторая часть включает 7 заданий. Из них одно задание повышенного уровня и 6 заданий высокого уровня сложности. При этом все задания второй части требуют развернутого ответа или решения биологических задач. Неудивительно поэтому, что именно задания второй части вызывают наибольшие затруднения у участников экзамена», — рассказал председатель предметной комиссии.

По словам эксперта, именно эти задания в большей степени направлены на проверку знаний фактов, умений объяснять, выявляя причинно-следственные связи, формулировать и строго доказывать свою точку зрения, делать выводы и находить решения в измененной или незнакомой ситуации.

«Поэтому для решения этих заданий выпускникам, конечно, понадобятся знания биологии, но не только они. Ребятам очень понадобятся умения грамотно, логично и однозначно излагать свои мысли в письменной форме. Это очень важные общекультурные навыки, которые пригодятся и в жизни, и для дальнейшего успешного обучения», — утверждает Алексей Гришанков.

Председатель предметной комиссии по биологии подробно остановился также на тех изменениях, которые были внесены в КИМы текущего года. Вот самые основные из них.

«Во-первых, в первой части КИМ было добавлено одно новое задание, соответственно общее количество заданий экзаменационной работы увеличилось с 28 в прошлом году до 29.

Во-вторых, некоторые задания теперь сгруппированы и образуют единые модули, привязанные к одному рисунку, схеме или к эксперименту. То есть к какой-то биологической ситуации или рассматривают эту ситуацию с разных сторон.

В-третьих, во второй части исключены задания 24 линии, это задания на анализ биологического текста. Больше выпускники их не встретят. Но зато во второй части был собран мини-модуль из двух линий заданий – это 23 и 24, которые направлены на проверку владения простейшими исследовательскими навыками. Например, планировать эксперимент, понимать его результаты, делать выводы и так далее. И на это, конечно, следует обратить внимание при подготовке», — объясняет эксперт.

Алексей Гришанков отметил еще одно важное обстоятельство. В последние годы появляется все больше заданий, которые требуют не только воспроизведения заученной информации и фактов. Возрастает число и вес заданий, которые проверяют умение оперировать полученными знаниями.

Эта тенденция появилась не в текущем году, а гораздо раньше, но она продолжает развиваться. Для успешной сдачи требуется понимать сущность и механизмы закономерностей, процессов, явлений живой природы. Поэтому нельзя ни в коем случае ограничиваться только механическим заучиванием готовых алгоритмов, схем, а нужно тщательно анализировать ход выполнения заданий, объяснять себе каждый его шаг. Требуется понимание.

По этой причине эксперт рекомендует выпускникам при подготовке к экзамену изучать и повторять материал не по типам заданий, а по тематическому принципу.

«Следует обратить внимание на преемственность и взаимосвязь информации из разных разделов. Дело в том, что биологию изучают в школе на протяжении нескольких лет. Школьные учебники о многообразии живых организмов, ботанике, зоологии и биологии человека рассчитаны на учеников 6, 7, 8 классов, которые еще не знакомы с основами общебиологических знаний. Они не знают основ биохимии, цитологии, генетики и так далее. Поэтому многие вопросы по биологии растений, животных, человека излагаются там упрощенно или не излагаются вообще. При подготовке к экзамену необходимо дополнить и переосмыслить этот материал с позиции общебиологических знаний, которые изучаются в старшей школе. Это сложная интеллектуальная задача, но ее придется выполнить. Ребята должны помнить, что на экзамене ответ должен соответствовать уровню знаний выпускника старшей школы, который владеет основами естественных наук, а не уровню шести- или семиклассника. Обратите на это самое пристальное внимание», — посоветовал Алексей Гришанков.

Он также рассказал, как проходит проверка экзаменационных работ по биологии.

«Первую часть проверяет электронная система, а ответы во второй части проверяют члены предметной комиссии. Все эксперты ежегодно проходят специальное обучение и квалификационные испытания. Они сдают три зачета. И только в случае успешной сдачи эксперты участвуют в проверке работ. При этом каждый развернутый ответ проверяется двумя разными независимыми экспертами. Если расхождения их оценок незначительны, то решение принимается в пользу участника экзамена. Если расхождения существенны, то работа направляется на проверку третьему эксперту из числа наиболее опытных специалистов. Наши эксперты всегда демонстрируют высокий уровень квалификации и ответственности», — отметил Алексей Гришанков.

Статистика за прошлые годы свидетельствует, что выпускники школ Санкт-Петербурга показывают высокие результаты по биологии.

«Уровень этих результатов, как правило, превосходит уровень по Российской Федерации в целом. И это весьма отрадно. Конечно, мы ожидаем высоких результатов и в этом году. Желаю всем участникам экзамена высоких баллов и всяческих других успехов!» – подводит итог эксперт.