По окончании обучения в 9-м классе для получения аттестата об основном общем образовании выпускники школ сдают основной государственный экзамен (далее – ОГЭ) по двум обязательным для всех учебным предметам – русский язык и математика. Дополнительно ребята также обязаны сдать экзамены по двум учебным предметам по своему выбору, поэтому перед проведением основного этапа экзаменов с ребятами проводятся тренировочные ОГЭ по всем учебным предметам.
Министерством образования и науки Республики Башкортостан в целях выявления факторов, влияющих на качество образования, реализации в Республике Башкортостан комплекса мер методического сопровождения педагогических работников общеобразовательных организаций при подготовке к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования в 2025 году, созданию системы профилактики учебной неуспешности в образовательной организации 16 апреля 2025 была проведена Всероссийская апробация по учебному предмету «Математика» в форме ОГЭ для обучающихся 9 класса. Всего в отработке технической части и всей процедуры согласно порядку проведения экзамена приняло участие более 44 тысяч девятиклассников в 183 общеобразовательных организациях республики.
Суть математического образования заключается в том, чтобы научить выпускников школ применять знания на практике, в дальнейшем обучении и в жизненных ситуациях. Развитие математической грамотности – это важный критерий оценки знаний выпускника 9 класса при сдаче ОГЭ. Для определения его соответствия необходимому уровню, прежде всего, анализируется грамотность, которая дает возможность для использования математики в удовлетворении потребностей человека и общества. Эта грамотность демонстрирует не только усвоение курса математических знаний, фактов, терминов, методов, но и умение использовать математические методы, поэтому апробация проводилась в условиях, максимально приближенных к реальному ОГЭ по математике: контрольные измерительные материалы, используемые при проведении диагностики составлены в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, а также отражают специфику материалов ОГЭ 2025 года; сама процедура рассчитана на время, отводимое на ОГЭ по математике; оформление бланков и организация апробации – как на реальном экзамене.
Планируется, что апробация позволит выявить «дефициты» и спрогнозировать будущие результаты ОГЭ на уровне школы, муниципалитета, республики, что, в свою очередь, поможет выявить пробелы в знаниях обучающихся, организовать работу по их ликвидации, составить схему работы школы с неуспевающими учениками, повысить ответственность выпускников 9-х классов по подготовке к государственной итоговой аттестации.
В дальнейшем на основании результатов данного мониторинга планируется обеспечить оказание методической помощи педагогическим работникам общеобразовательных организаций с учетом выявленных профессиональных дефицитов по результатам апробации, разработать план мероприятий по устранению проблем, выявленных при диагностике, уровня предметных достижений обучающихся 9-х классов, что позволит повысить результаты итоговой аттестации выпускников основной школы.
