В 2021/22 учебном году Новосибирская область приняла участие в региональной оценке качества образования по модели PISA. В соответствии с паспортом национального проекта «Образование» в 2019 – 2024 годах в Российской Федерации проводится оценка качества общего образования по Методологии и критериям оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований подготовки обучающихся. В региональную выборку в Новосибирской области вошло 141 общеобразовательное учреждение и восемь образовательных организаций среднего профессионального образования, в оценке приняли участие около 10 тысяч обучающихся. Репрезентативность выборки обеспечивалась отбором образовательных учреждений, участвующих в исследовании, на федеральном уровне.
Заместитель министра образования Новосибирской области Владимир Щукин отметил, что в регионе ведется систематическая и целенаправленная работа по формированию и оценке функциональной грамотности. В Концепции управления качеством образования Новосибирской области задан целевой ориентир по формированию и оценке функциональной грамотности. В плане реализации Концепции утвержден перечень мероприятий по данному направлению, а именно: запланировано проведение курсов повышения квалификации для педагогов-предметников муниципальных районов (городских округов), в которых выявлен низкий уровень сформированности функциональной грамотности, проведение стратегической, методической, проектировочной сессий для руководителей муниципальных методических объединений. В перечень поручений министра образования Новосибирской области вошли меры и управленческие решения, связанные с формированием функциональной грамотности обучающихся.
Директор Новосибирского института мониторинга и развития образования, кандидат педагогических наук Наталья Ярославцева обратила внимание, что в оценке по модели PISA, как и в оригинальном исследовании PISA, выделяют шесть уровней для каждого вида грамотности, где шестой уровень – самый высокий, а второй является пороговым, недостижение которого свидетельствует о недостаточно развитых базовых умениях. В Новосибирской области 85% обучающихся достигли и превысили пороговый уровень читательской грамотности. Доля обучающихся, достигших наивысшего уровня читательской грамотности, составила 8%. Менее успешно, чем с заданиями по читательской грамотности, участники исследования справились с заданиями по математической грамотности (20% не преодолели пороговый уровень грамотности, однако 12% достигли высоких уровней) и естественно-научной грамотности (17% не преодолели пороговый уровень грамотности и всего 2% достигли высоких уровней).
Одним из основных инструментов по оценке функциональной грамотности является основной государственный экзамен, в структуре контрольных измерительных материалов которого заложены задания на оценку функциональной грамотности, которые проверяют умения применять полученные знания для решения учебно-практических и учебно-познавательных задач.
По результатам основного государственного экзамена девятиклассники продемонстрировали достаточно невысокие результаты по решению практико-ориентированных задач, что зависит не только от математической грамотности, но и от читательской грамотности (умения прочитать и понять тексты заданий), и в целом от развития функциональной грамотности. Процент выполнения заданий, в которых оценивается умение применять полученные знания в практических ситуациях, по читательской грамотности составил 66%, по математической – 64%, по естественнонаучной – 52%.
По итогам совещания сформирован перечень мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности, ее взаимосвязи с результатами государственной итоговой аттестации, который будет предложен к реализации на территории Новосибирской области в первом полугодии 2022/23 учебного года.
