Москва: «Основные ошибки выпускников на ЕГЭ по русскому языку: как их избежать»

Единый государственный экзамен по русскому языку в досрочный период состоится 24 марта. Основной период сдачи экзамена по русскому языку запланирован на 30 и 31 мая.

Чтобы сдать ЕГЭ успешно, необходимо проанализировать ошибки, допущенные выпускниками на ЕГЭ в 2021 году.

Какие трудности возникали у участников в прошлом году и как их избежать выпускникам текущего года? Рассказывает эксперт Московского центра качества образования Марина Смирнова.

В прошлом учебном году у участников вызвали сложности задания 9, 10, 11, 12, 15, 21 и 25.

Задание 9 (тема «Правописание безударных гласных в корне слова»)

В этом задании выпускникам необходимо отличать корни с чередующимися гласными от омонимичных корней с проверяемыми гласными (загорал, пригорел – горевать, пригорюнился; замирать, обмер – примирил, примеряли; касание – косили, косички и др.).

Кроме того, не следует путать проверяемые безударные гласные в корне слова со случаями, в которых гласные не проверяются ударением (вылетать – полёт, издавать – издать; тетрадь, багровый).

Помните, что встречаются слова, у которых в корне есть и безударный гласный, проверяемый ударением, и безударный непроверяемый гласный (бахрома – бахромчатый; министерство – министр). Такие слова будут соответствовать условиям задания, связанным с проверяемыми и одновременно непроверяемыми безударными гласными в корне.

Задание 10 (тема «Правописание приставок и околоприставочных орфограмм»)

Сложность при выполнении данного задания испытывают выпускники, которые не овладели правилами правописания приставок, особенно приставок ПРЕ- и ПРИ- (преходящий момент – приходящая няня, предать друга – придать яркость краскам, предел терпению – придел в церкви).

Задание 11 (тема «Правописание суффиксов разных частей речи»)

При его выполнении необходимо владеть правописными навыками, которые касаются разных частей речи. Кроме того, следует знать слова-исключения. Например, суффиксы глаголов -ыва-(-ива-)/-ова-(-ева-) регламентируются определённым правилом, но нельзя забывать про такие слова, как затмевать, продлевать, застревать. Или возьмём правописание суффиксов имён прилагательных -ив-/-ев-. Как известно, здесь всёзависит от ударения, но существуют два слова, не подчиняющихся общему правилу: милостивый и юродивый – это слова-исключения. При выполнении задания 11 важно не допустить ошибки в определении морфемного состава слова. Например, обид-чив-ый –  гуттаперч-ев-ый.

Задание 12 (тема «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий»)

Если выпускник знает спряжение глаголов, помнит глаголы-исключения из I и II спряжения, то он справится с заданием 12 лишь наполовину. Не забывайте, что встречаются глаголы с изначально ударным окончанием, однако у таких глаголов приставка ВЫ- «перетягивает» ударение на себя. В этом случае следует убрать приставку, тем самым окончание станет ударным: выгорит – горИт, выспятся – спЯт. Если пишем окончания глаголов настоящего и будущего времени, суффиксы причастий настоящего времени, то обращаемся к спряжению глагола. Например, клеить – II спр. – клеит, клеят, клеящий. А если пишем суффиксы глаголов и причастий прошедшего времени, то неминуемо обращаемся к суффиксу инфинитива. Например, увид..л – увидЕть – увидЕл; кле..вший – клеИть – клеИвший; скле..нный – склеИть – склеЕнный.

Задание 15 (тема «Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи»)

Определяя количество букв Н в словах, следует обращать внимание на часть речи, так как для каждой части речи в русском языке существует отдельное правило. Так, Н-НН в отымённых прилагательных зависит от суффикса (Н)-Н-, -ЕНН-, -ОНН-, -ИН-, -АН-, -ЯН-.

Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных – от вида глагола и наличия зависимых слов.

Н-НН в существительных и наречиях – от слов, от которых образованы существительные и наречия: современный – современность, медленный – медленно, путаный – путано.

Задание 21 (тема «Пунктуационный анализ текста»)

Задание ориентировано на умение объяснять постановку знаков препинания в предложении и находить соответствие с одним и тем же правилом пунктуации. Однако бывает, что выпускники плохо анализируют структуру предложения, порой не могут различать виды сложных предложений, не знают и не понимают, чем может быть осложнено простое предложение.

Обратите внимание: если в одном предложении несколько пунктограмм, то его  можно сгруппировать с несколькими предложениями. Например: (1)Замечательный учёный и путешественник П.К. Козлов исследовал Тибет, Центральную Азию. (2)Путешествия В.Л. Комарова, крупнейшего ботаника и географа, завершились созданием знаменитых научных трудов по флоре Маньчжурии, Монголии, Камчатки. (3)Н.М. Книтович изучал моря Европейской части России, в результате он написал превосходные книги по гидрологии морей и ихтиологии. (4)Ю.М. Шокальский, выдающийся географ и картограф, создал труд «Океанография», не потерявший своего научного значения до настоящего времени. Ответ для этого текста предполагается альтернативный: 12 (однородные члены) или 24 (обособленные приложения).

Задание 25 (тема «Средства связи предложений в тексте»)

Здесь выпускники прошлого года допускали ошибки в определении разряда местоимений. А ведь местоимения довольно часто позволяют установить связь между предложениями. Например: Лена подошла к отцу. Его (притяжательное местоимение) глаза светились от радости. НО: Лена подошла к отцу. Его (личное местоимение) девочка не видела год. Предложение может содержать местоимение, но данная часть речи не участвует в связи предложений. Например: Сейчас ощущение этой высокости на костлявой хребтине животного было странным – тревожным, но радостным. Я ударила Мальчика пятками по бокам, и он поскакал.

Задание 27 (сочинение)

Отрадно, что более 90% выпускников верно формулируют проблему исходного текста. В то же время массово допускаются ошибки в развёрнутом ответе по следующим критериям: К2 («Комментарий проблемы исходного текста»), К5 («Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения»), К8 («Соблюдение пунктуационных норм»), К9 («Соблюдение грамматических норм»), К10 («Соблюдение речевых норм»).

Причины ошибок ребят при комментировании проблемы исходного текста (критерий К2) заключаются в следующем:

1)    в комментарии приведены примеры, не относящиеся к заявленной проблеме;

2)    комментируя проблему, участники экзамена допускают грубую фактическую ошибку, связанную с пониманием текста;

3)    смысловая связь между примерами и её анализ носят формальный характер (Оба примера дополняют друг друга, и мы понимаем, насколько важна дружба людям.);

4)    смысловая связь, установленная между примерами, не проанализирована (Между примерами причинно-следственная связь. Первый пример описывает случай, произошедший с рассказчицей, а второй – влияние на её отношение к коню.).

Перейдем к критерию К5 («Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения») – это не только логичное, мотивированное деление текста сочинения на абзацы, но и соблюдение логической связи внутри абзацев. Распространённая логическая ошибка заключается в том, что выпускник выдвигает один тезис, а доказывает другой. Например: О.К. Кожухова считает, что животные играют важную роль в   жизни человека, так как с ними могут быть связаны самые яркие воспоминания. Я согласна с автором. Животные успокаивают в стрессовых ситуациях…

Несоблюдение пунктуационных норм (оценивание по критерию К8) прежде всего связано с отсутствием запятой в сложноподчинённом предложении, при вводных словах и конструкциях и, как ни странно, при обособлении причастных и деепричастных оборотов.

Чтобы избежать ошибок по критерию К9 («Соблюдение грамматических норм»), в центре внимания выпускников должны находиться такие обороты: рассуждая над проблемой; автор приводит в примердоктор сказал, что «мне надо подумать»; в продолжение к этому можно добавить и дрЭти обороты являются ошибочными.

Особое внимание при подготовке к написанию экзаменационного сочинения нужно уделить соблюдению речевых норм (оценивание по критерию К10). Здесь типичные ошибки связаны с лексической несочетаемостью: Андрей Соколов объединился с маленьким мальчиком; помогает справиться с отрешённостью; с неуместным повтором, речевой избыточностью: автор, желая показать свою привязанность к коню, показывает…; примеры взаимодополняют друг друга; примеры противопоставлены друг другу; с речевой недостаточностью: в подтверждение приведу пример; не вступился за человека в беде; с неудачным употреблением местоимений: Девочка общалась с конём. Он (это уже об отце) понимал её. Имейте в виду: речевые ошибки, допущенные в сочинении, автоматически снижают балл и по критерию К6 («Точность и выразительность речи»).

Надеемся, что анализ ошибок, приведённый в статье, позволит выпускникам текущего учебного года более качественно подготовиться к ЕГЭ по русскому языку. Желаем удачи!