Москва: «Как подготовиться к ЕГЭ по географии на летних каникулах»

Как самостоятельно подготовиться к экзамену по географии, на что обратить внимание при повторении изученного материала? Как распределить время на подготовку? Какие темы могут вызвать наибольшие трудности?

На эти и другие вопросы отвечает эксперт Московского центра качества  образования, учитель высшей категории Татьяна Клепикова. 

Подготовка к экзамену, особенно самостоятельная, предполагает прежде всего высокую мотивацию, готовность упорно и сосредоточенно трудиться, дисциплинированность и целеустремленность, настрой на максимальный  результат. 

Вот несколько советов, как максимально эффективно подготовиться к экзамену дома. 

1. Просмотрите содержание и структуру экзамена. 

Ознакомьтесь с кодификатором и спецификацией ЕГЭ, которые опубликованы на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). В кодификаторе перечислены требования к уровню подготовки выпускника. На экзамене проверяется знание основных географических понятий и терминов, явлений и процессов в геосферах, географических особенностей природы, населений и хозяйств отдельных территорий, а также умение анализировать географическую информацию, представленную в различных формах, и умение применять полученные знания для объяснения различных событий и явлений. 

В спецификации дается план экзамена, его содержание и структура. 

Содержание экзаменационной работы включает семь разделов («Источники географической информации», «Природа Земли и человек», «Население мира», «Мировое хозяйство», «Природопользование и геоэкология», «Регионы и страны мира», «География России») и охватывает практически весь школьный курс географии. 

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает 34 задания, различных по форме и уровню сложности. Часть 1 содержит 27 заданий с кратким ответом, в части 2 семь заданий с развернутым ответом: на первое задание ответом является профиль рельефа, а в остальных требуется записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос. Максимальный первичный балл — 47. 

2. Сосредоточьтесь на тех заданиях, которые вызывают у вас затруднения. 

Для этого выполните демоверсию ЕГЭ на сайте ФИПИ. Проанализируйте свои результаты, выявите темы, которые вы освоили лучше и хуже. 

3. Составьте план подготовки к ЕГЭ. 

Крупные разделы, такие как «Природа Земли и человек», разделите на части: «Земля как планета», «Атмосфера», «Гидросфера», «Литосфера». Близкие по содержанию темы — например, «Политическая карта мира», «Население мира» и «Мировое хозяйство» — объедините. Уделите внимание темам и вопросам, на которых можно набрать наибольшее количество баллов. 

4. Оптимизируйте процесс подготовки. 

Повторите базовые понятия и термины, которые должны стать основой системы ваших знаний. Сочетайте различные способы повторения материала: составление планов-конспектов, схем, ведение словаря понятий и терминов, заполнение таблиц, построение графиков, работа с тематическими, общегео графическими картами и картами из контрольных измерительных материалов ЕГЭ, просмотр лекций и вебинаров, выполнение тематических тестов и вариантов экзаменационных работ. На данный момент существует множество ресурсов в интернете, например записи вебинаров от экспертов Московского центра качества образования, организованных в рамках проекта «Субботы московского выпускника»видеоконсультации «Учимся вместе. Я сдам ЕГЭ!» Московского центра качества образования и Московского образовательного телеканала. Здесь можно узнать о требованиях к разным типам заданий, а также о том, какой применить алгоритм для их выполнения, чтобы заработать максимальную оценку на экзамене. 

5. Обратите внимание на разделы и темы, которые чаще всего вызывают затруднения. 

В теме «Географические модели. Географическая карта, план местности. Их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть)» это задания 27 и 28 (определение азимута более 180° и построение профиля рельефа). 

В теме «Земля как планета. Форма, размеры и движение Земли» проблемными являются задания на проверку знаний о географических следствиях движения Земли. Например, в задании 6 сравнивается продолжительность светового дня на параллелях, расположенных в разных полушариях. Умение сравнивать время восхода Солнца в определенный день в пунктах, географические координаты которых известны, проверяется в задании 30. В еще более сложном задании 32 требуется определить разницу во времени между двумя пунктами, расположенными на различной географической долготе. 

В разделе «Природа Земли и человек» следует обратить внимание на определения таких понятий, как циклон, антициклон, нижнее и верхнее течение реки, исток и устье реки, платформа, щит, ритмичность, широтная зональность и высотная поясность географической оболочки, коэффициент увлажнения и его количественные характеристики для разных природных зон. 

В теме «Атмосфера» трудности могут вызвать вопросы, связанные с распространением атмосферных осадков на территории земного шара, положением климатических поясов и областей, зональным и азональным климатообразующими факторами, отношением температуры воздуха и его абсолютной и относительной влажности (задачи на их определение — в задании 2). 

К разделу «Природопользование и геоэкология» относятся всего два задания — 3 и 22, но в них проверяются знания важных понятий: охрана природы, рациональное и нерациональное природопользование и ресурсообеспеченность. Здесь необходимо уметь определять ресурсообеспеченность отдельных стран, видеть взаимосвязи между компонентами природы и деятельностью человека в конкретных географических условиях. Уделите этой теме особое внимание. 

В разделе «Население мира» непростыми являются вопросы о структуре занятости в странах разных типов. Например, в задании 10 требуется установить соответствие между страной и диаграммой распределения ее экономически активного населения по секторам экономики или между страной и структурой ее ВВП. Нужно иметь в виду, что существуют типологические различия между странами, относящимися к одной группе по уровню социально-экономического развития. Например, сильно различается структура занятости в развивающихся странах Латинской Америки, нефтеэкспортирующх странах Юго-Западной Азии, НИС Юго-Восточной Азии с одной стороны и наименее развитыми странами Африки, экономически отсталыми государствами Южной и Юго-Восточной Азии с другой. 

Также существуют различия в показателях естественного прироста населения не только между странами разных типов, но и в группе развитых стран: между европейскими странами, в большинстве которых наблюдается естественная убыль населения, и такими странами, как Канада, США и Австралия, в которых отмечен положительный естественный прирост населения за счет миграций. 

В разделах «Мировое хозяйство» и «География России» следует обратить внимание на особенности размещения основных отраслей экономики, крупнейших производителей и экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции в России и мире. Для лучшего запоминания рекомендую использовать метод наложения отраслевых карт на административную карту России и политическую карту мира, а также составить таблицы крупнейших производителей и экспортеров разных видов продукции. 

Также обратите внимание на задания с развернутым ответом из второй части ЕГЭ. В них проверяется умение выявлять, описывать, сравнивать, анализировать и объяснять природные и социально-экономические явления, используя разные источники географической информации: карты, статистические таблицы, диаграммы, текст. Ответами на задания являются профиль рельефа, объяснение того или иного географического явления или процесса, решение задачи с необходимыми вычислениями и правильная запись этого решения. Например, в задании 31 участникам предлагается на основе данных, представленных в статистической таблице, сравнить роль сельского хозяйства в экономике двух стран по таким показателям, как доля населения, занятого в сельском хозяйстве, и доля сельского хозяйства в общем объеме экспорта, которую сначала нужно вычислить. После этого необходимо сделать вывод и ответить на вопрос, в экономике какой из двух стран сельское хозяйство играет большую роль. Для получения максимального балла недостаточно просто привести взятые из таблицы цифры и произведенные вычисления — требуется дать сравнение полученных результатов. В ответе, который состоит из четырех элементов, формулируется результат сравнения указанных в условии задания показателей. 

Некоторые ошибки выпускников связаны с недостаточной математической подготовкой. Это проявляется при выполнении заданий на построение последовательности показателей с отрицательной температурой воздуха. Будьте внимательны при переводе чисел из разряда в разряд, сокращении до десятых долей промилле, старайтесь не допускать ошибок в вычислениях. Например, в задании 16 приводятся статистические данные, характеризующие динамику показателей социально-экономического развития отдельных регионов России и стран мира. Данные в таблице приводятся в процентах к предыдущему году, рост наблюдается там, где показатели каждый год выше 100%. 

Внимательно читайте задание и следуйте инструкции при ответе на вопрос. Около 3% выпускников, выполняя задание «Определите, на территории какого субъекта Российской Федерации находится этот город», в ответе называют Россию или пишут название другой страны. В заданиях на определение последовательности показателей типичная ошибка — выстраивание последовательности в порядке, противоположном условию задания. 

Закрепляйте полученные знания и умения многократным повторением, выполнением тематических тестов и вариантов работ. 

Каким бы трудным и сложным ни был этап подготовки к экзамену, помните, что самое главное условие достижения цели — это трудолюбие, дисциплина и четкая система занятий. Вы все знаете и со всем справитесь! Желаю удачи!