Белгородская область: «Объявлены предостережения школам»

Департамент по контролю и надзору в сфере образования проанализировал поступившую из департамента профессионального образования и науки информацию об обучающихся первых курсов, поступивших на обучение на базе основного общего образования и принимавших участие во всероссийских проверочных работах осенью 2024 года.

Всероссийские проверочные работы в профессиональных образовательных организациях (техникумах и колледжах) проводились для двух категорий обучающихся:

— для обучающихся, завершивших в предыдущем учебном году освоение основных образовательных программ среднего общего образования (это обучающиеся вторых курсов);

— для обучающихся первых курсов по очной форме по программам подготовки специалистов среднего звена, поступивших на базе основного общего образования.

Цель проведения ВПР – осуществление мониторинга уровня и качества подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основного общего и среднего общего образования и федеральными основными общеобразовательными программами основного общего и среднего общего образования.

Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования, сказал: «Логично возникает вопрос: кто ответствен за результаты ВПР студентов техникумов и колледжей, обучающихся на первом курсе? В профессиональной образовательной организации они только начали учиться, до этого обучались в школах, ВПР как раз и демонстрируют уровень освоения программы в школах. Поэтому за результаты ВПР первокурсников ответственны прежде всего школы».

По итогам анализа представленной информации установлено, что 650 обучающихся, завершивших обучение по основной общеобразовательной программе основного общего образования в 2024 году и продолживших обучение в колледжах и техникумах Белгородской области, не справились с заданиями ВПР и не набрали минимального количества баллов. Если указанное количество участников ВПР соотнести со школами, то их набирается 215 из 21 муниципального образования, кроме Красненского района (город Белгород – 41, Белгородский район – 31, Старооскольский городской округ – 24, Шебекинский муниципальный округ – 14, Яковлевский муниципальный округ, Вейделевский район – по 13, Ивнянский и Корочанский районы – по 11, Прохоровский район – 8, Ракитянский район – 7, Алексеевский, Валуйский, Грайворонский муниципальные округа – по 5, Губкинский городской округ, Борисовский, Краснояружский, Ровеньский, Чернянский районы – по 4, Новооскольский муниципальный округ, Красногвардейский район – по 3, Волоконовский район – 1).

Общее количество работ, с которыми не справились обучающиеся первых курсов, – 791, то есть ряд обучающихся получил неудовлетворительные результаты по двум проверочным работам. 45% неудовлетворительных результатов приходится на метапредметную работу (история, обществознание, основы безопасности жизнедеятельности,
география), это 356 работ. Остальные 435 работ распределились по предметам таким образом: математика — 211 (26,7%), физика — 122 (15,4%), химия — 39 (5%), информатика — 28 (3,5%), обществознание — 28 (3,5%), биология — 7 (0,9%).

Данные факты свидетельствуют о признаках нарушений обязательных требований:

           — пункта 1 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе обеспечивать соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям;

           — пункта 13 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому к компетенции образовательной организации относится обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования.

           Всем 215 общеобразовательным организациям, выпускники которых были зачислены в колледжи и техникумы Белгородской области на базе 9 классов и не справились с ВПР, объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. Данным школам в первую очередь необходимо проанализировать и скорректировать функционирование внутренней системы оценки качества образования, которая должна быть ориентирована на систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в образовательной организации для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса и образовательного результата.

           Николай Рухленко подчеркнул: «Образовательная организация несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за качество образования своих выпускников, поэтому обеспечение эффективного функционирования внутренней системы оценки качества образования – это важнейшее направление деятельности».