Региональным департаментом по контролю и надзору в сфере образования проведены индивидуальные собеседования с управленческими командами средней общеобразовательной школы № 16 города Белгорода, детского сада комбинированного вида № 2 «Ромашка» города Губкина, дворца детского (юношеского) творчества «Юный губкинец» города Губкина, в которых приняли участие также представители учредителей данных образовательных организаций.
Состав участников определён необходимостью продолжения аналитической работы с контролируемыми лицами, возникшей в ходе проведения профилактических визитов. Так, в школе № 16 города Белгорода в 2024/2025 учебном году обучаются 3 ребёнка с ограниченными возможностями здоровья по адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). При этом данная программа устанавливает срок её освоения 9 лет, не предусматривая третий этап реализации, имеются в виду 10 – 12 классы. Тем самым школа нарушает обязательные требования, установленные принятым федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), согласно которым сроки освоения программы для таких обучающихся составляют 9 – 13 лет.
В детском саду комбинированного вида № 2 «Ромашка» города Губкина, количество детей в группе компенсирующей направленности, в которой получают образование дети с расстройством аутистического спектра, — 7 человек, что превышает установленную Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования норму – не более 5 детей.
Дворец «Юный губкинец» осуществляет образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам. Кроме собственного адреса, дворец осуществляет образовательную деятельность ещё по адресам 19 мест осуществления образовательной деятельности. Программы по этим адресам реализуются в сетевой форме, но договоры о сетевой форме не заключены. Во дворце по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам обучаются 38 детей с ограниченными возможностями здоровья, при этом в учреждении не создан психолого-педагогический консилиум, тогда как Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам обязывает организовать образовательный процесс для таких детей с учётом особенностей их психофизического развития.
Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования, подчеркнул: «Важно, чтобы руководитель образовательной организации осознал правовую норму и алгоритм действий по устранению нарушений».
Руководители средней общеобразовательной школы № 16 города Белгорода, детского сада комбинированного вида № 2 «Ромашка» города Губкина, дворца «Юный губкинец» проинформировали, какие трудности в работе возникли, специалистами департамента были даны конкретные рекомендации. Так, школа № 16 города Белгорода уже скорректировала адаптированную основную общеобразовательную программу обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ознакомила с нею родителей. Детский сад комбинированного вида № 2 «Ромашка» города Губкина приводит в соответствие наполняемость группы, в которой обучаются дети с расстройством аутистического спектра, это делается за счёт перевода детей с согласия родителей в другие детские сады в подобные группы. В «Юном губкинце» создан психолого-педагогический консилиум, определён его состав. Организовано заключение договоров о сетевой форме.
Индивидуальные собеседования с руководителями образовательных организаций, как показала практика, — это удачно найденный в регионе формат работы, способствующий формированию ответственного отношения к правовым нормам и одновременно оказывающий конкретную практическую помощь образовательным организациям.
Надежда Ковтун, первый заместитель начальника управления образования администрации Губкинского городского округа, отметила: «Профилактический визит в любом случае стимулирует активную мыслительную и интеллектуальную деятельность управленческой команды организации. В нашем муниципальном образовании стало правилом, чтобы после завершения визита руководитель организации проинформировал своего учредителя. При необходимости мы сразу включаемся в рассмотрение проблемных ситуаций и их разрешение. В ходе собеседования предоставлена возможность задать все интересующие вопросы и получить на них ответы».
