Татьяна Овчинникова в 1978 году поступила в Горно-Алтайский государственный педагогический институт на географический факультет отделения биологии и химии. В 1983 году по направлению вернулась в свой родной Рубцовский район. Сначала работала учителем химии в школе села Новоалександровка. С 1986 по 2022 год – в Половинкинской школе. Хотела уйти на заслуженный отдых, но любовь к детям, к химии не позволила этого сделать. В 2023 году Татьяна Александровна пришла передавать свой опыт подрастающему поколению в гимназию № 11 города Рубцовска.
Педагог переживала, что работать в большой школе, где в классах учится более 30 ребят, будет трудно. Но, со слов Татьяны Александровны, это оказалось не так – она как будто окунулась в реку большой взаимной любви. «Это можно только чувствовать, передать словами эту энергию, тепло, душевность детей нельзя», – говорит педагог.
За годы работы в школе у Татьяны Александровны выработалась своя методика подачи материала по такому сложному предмету как химия. Взрослым детям педагог в игровой форме предлагает выучить наизусть таблицу Менделеева. Что ребята с удовольствием делают. В дальнейшем знание таблицы наизусть оказывает большую помощь как на уроках, так и при сдаче государственной итоговой аттестации.
Чтобы заинтересовать ребят своим предметом, учитель проводит занимательные опыты, в которых ребята становятся непосредственными участниками. У большинства учеников любовь к химии закладывается именно на таких занятиях.
Со слов Татьяны Александровны, химия – это трудный предмет, поэтому на одной занимательности далеко не продвинешься, на уроках нужно решать много расчетных задач, и здесь у педагога есть свои «изюминки», благодаря которым ребята справляются со сложными, на первый взгляд заданиями.
Весь программный материал рассматривается, основываясь на жизненном опыте учеников. Педагог учит ребят, использовать имеющиеся знания по химии в бытовых ситуациях: добыть огонь, получить нужное вещество, путем смешения других, имеющихся под рукой, не паниковать, когда реакция выходит из-под контроля, очистить в походе воду подручными средствами, сварить мыло в домашних условиях, определить качество продуктов, средств бытовой химии и косметических товаров, использовать натуральные продукты для красоты и молодости, вырастить картофель рассадным способом.
Лабораторные и практические эксперименты программного курса химии проводятся в группах. Педагог предлагает детям самим объединиться в группы, выработать план совместных действий. При таком подходе изучать материал комфортно всем учащимся – менее мотивированные ребята тянутся за теми, кому химия дается легче. Общий результат устраивает и педагога, и ребят.
После уроков с трудными темами Татьяна Александровна проводит занимательные конкурсы в разнообразных формах по выбору учеников. «Фантазии у детей много, – говорит учитель. – Выпускники этого года даже умудрялись коллаборировать химию с танцами и вокальными номерами».
Особый подход у учителя к изучению химических уравнений. Дети думают, что как в математике надо искать неизвестное, некоторые ребята даже пытаются применять математические правила, что заводит в тупик. Но стоит поменять слово уравнение на равенство, тождество, все сразу становится понятным и простым для большинства учащихся.
Своим личным примером, умением найти подход к каждому ребенку, увлеченностью предметом Татьяна Александровна добивается вместе с ребятами высоких результатов в учебной и внеучебной деятельности. Победы и призовые места на разных этапах Всероссийской олимпиады школьников, конкурсах исследовательских проектов, научно-практических конференциях, высокое качество знаний по химии – 100 % при сдаче ГИА-9, высокий средний балл по химии на ГИА-11 – 94 балла, наивысший результат на ЕГЭ – 100 баллов – закономерный итог деятельности учителя химии Рубцовской гимназии Татьяны Овчинниковой.
