Досудебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц

Порядок досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц

Досудебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц осуществляется в соответствии с главой 9 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона № 248-ФЗ правом на обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты следующие решения или совершены действия (бездействие):

1) решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;

2) акты контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;

3) действия (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.

Жалоба подается контролируемым лицом с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Федерального закона № 248-ФЗ жалоба должна содержать:

1) наименование контрольного (надзорного) органа, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, решение и (или) действие (бездействие) которых обжалуются;

2) фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина, либо наименование организации-заявителя, сведения о месте нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;

3) сведения об обжалуемых решении контрольного (надзорного) органа и (или) действии (бездействии) его должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу;

4) основания и доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением контрольного (надзорного) органа и (или) действием (бездействием) должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;

5) требования лица, подавшего жалобу;

6) учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подается жалоба.

Сведения о результатах рассмотрения жалоб в рамках досудебного обжалования решений контрольного(надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц

В 2023 году жалобы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц Рособрнадзора в рамках проведения контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в подсистему досудебного обжалования государственной информационной системы «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» не поступали.

В 2024 году на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц Рособрнадзора в рамках проведения контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в подсистему досудебного обжалования государственной информационной системы «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» поступило 2 жалобы.

По результатам рассмотрения 2 жалоб были приняты решения:

— по 1 жалобе – об отмене решения контрольного (надзорного) органа частично;

— по 1 жалобе – об отказе в её удовлетворении.

За I квартал 2025 года жалобы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц Рособрнадзора в рамках проведения контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в подсистему досудебного обжалования государственной информационной системы «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» не поступали.

За II квартал 2025 года поступили 2 жалобы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц Рособрнадзора в рамках проведения контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в подсистему досудебного обжалования государственной информационной системы «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности», которые оставлены без удовлетворения.

За III квартал 2025 года жалобы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц Рособрнадзора в рамках проведения контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в подсистему досудебного обжалования государственной информационной системы «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» не поступали.

Обзор практики рассмотрения жалоб контролируемых лиц, поданных в порядке обязательного досудебного обжалования

Обзор практики рассмотрения судами заявлений контролируемых лиц об обжаловании решений контрольных (надзорных) органов