Республика Башкортостан: «Диагностика уровня предметных достижений обучающихся 9-х классов по математике проведена в регионе»

По окончании обучения в 9-м классе для получения аттестата об основном общем образовании выпускники школ сдают основной государственный экзамен (далее – ОГЭ) по двум обязательным для всех учебным предметам – русскому  языку и математике. Дополнительно ребята также обязаны сдать экзамены по двум учебным предметам по своему выбору, поэтому перед проведением основного этапа экзаменов с ребятами проводятся пробные ОГЭ по всем учебным предметам.

Министерством образования и науки Республики Башкортостан в целях выявления факторов, влияющих на качество образования, реализации в Республике Башкортостан комплекса мер методического сопровождения педагогических работников общеобразовательных организаций при подготовке к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования в 2024 году, созданию системы профилактики учебной неуспешности в образовательной организации в период с 26 февраля по 4 марта 2024 года была проведена первая часть диагностики уровня предметных достижений обучающихся по учебному предмету «Математика» в 9 классах образовательных организаций, включенных в региональную репрезентативную выборку, с контролем объективности. В выборку вошли 70 общеобразовательных организаций – по одному на каждый муниципальное образование республики, а также одна частная школа.

Суть математического образования заключается в том, чтобы научить выпускников школ применять знания на практике, в дальнейшем обучении и в жизненных ситуациях. Развитие математической грамотности – это важный критерий оценки знаний выпускника 9 класса при сдаче ОГЭ. Для определения его соответствия необходимому уровню, прежде всего, анализируется грамотность, которая дает возможность для использования математики в удовлетворении потребностей человека и общества. Эта грамотность демонстрирует не только усвоение курса математических знаний, фактов, терминов, методов, но и умение использовать математические методы, поэтому диагностика проводилась в условиях, максимально приближенных к реальному ОГЭ по математике: контрольные измерительные материалы, используемые при проведении диагностики составлены в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, а также отражают специфику материалов ОГЭ 2024 года; сама процедура рассчитана на время, отводимое на ОГЭ по математике; оформление бланков и организация диагностики – как на реальном экзамене.

Региональным координатором диагностики назначен Республиканский центр оценки качества образования Государственного автономного учреждения Республики Башкортостан Центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов, который в срок до 15 марта 2024 года для каждой образовательной организации, каждого выпускника осуществит анализ результатов Диагностики, определит целевые показатели выполнения заданий ОГЭ с учетом спецификации на основе результатов Диагностики.

Региональным оператором назначен Региональный центр обработки информации государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики Башкортостан, который обеспечивает организационное и технологическое сопровождение подготовки и проведения диагностики.

Планируется, что диагностика позволит выявить «дефициты» и спрогнозировать будущие результаты ОГЭ на уровне школы, муниципалитета, республики, что, в свою очередь, поможет выявить пробелы в знаниях обучающихся, организовать работу по их ликвидации, составить схему работы школы с неуспевающими учениками, повысить ответственность выпускников 9-х классов по подготовке к государственной итоговой аттестации.

В дальнейшем на основании результатов данного мониторинга планируется обеспечить оказание методической помощи педагогическим работникам общеобразовательных организаций с учетом выявленных профессиональных дефицитов по результатам Диагностики, разработать план мероприятий по устранению проблем, выявленных при Диагностике, уровня предметных достижений обучающихся 9-х классов. 28 учителей математики из числа республиканского методического актива под руководством методистов государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики Башкортостан и Центра непрерывного повышения профессионального мастерства будут осуществлять методическое сопровождение учителей математики, что позволит повысить результаты итоговой аттестации выпускников основной школы.