Эту тему сегодня обсудили участники брифинга – представители Министерства образования Белгородской области, регионального отделения Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту России (ДОСААФ) и Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел (ГИБДД УМВД) Белгородской области.
Новые и обновлённые программы вводятся с 1 сентября 2022 года. Это обусловлено и национальной технологической инициативой (автонетом – распределённой сетью управления транспортом), и изменениями в федеральном законодательстве о безопасности дорожного движения, и требованиями к проведению экзаменов на право управления транспортными средствами. В Примерные программы включены положения, закрепляющие необходимость изучения автоматизированных систем вождения и особенностей управления транспортным средством с высокой степенью автоматизации.
«В теоретической части впервые появится курс «Электронные системы помощи водителю» и «Изучение особенностей управления автомобилями с высокой степенью автоматизации», благодаря этому кандидаты в водители смогут изучить работу автопилота и адаптивного круиз-контроля. Новые программы сократят время переподготовки водителей, желающих освоить новую категорию. К примеру, сейчас владельцам прав категорий А, А1 и М для переобучения на категорию необходимо пройти полный курс теории, который составляет 134 часа. Нововведения позволят сократить теорию до 50 часов за счет исключения дублирующих тем», — пояснил Николай Рухленко, начальник Департамента по контролю и надзору в сфере образования Министерства образования Белгородской области.
Основные изменения произошли и в практической части. Если сейчас для получения прав категории B кандидатам в водители необходимо пройти 56 часов практики, из которых 24 часа – на площадке и 32 – в городе. Тогда по новым учебным программам 38 часов обучающиеся проведут в городе и всего 18 – на площадке.
В Примерных программах учтены положения, предусматривающие проведение практического экзамена только в условиях реальной дорожной обстановки. А при обучении на категорию С – из общего количества часов практическому обучению остается 72 часа (24 часа – на автодроме и 48 – на дорогах). Кроме того, учреждения впервые смогут обучать будущих водителей на автомагистралях. Ранее это было запрещено правилами дорожного движения.
В связи с изменившейся нормативной правовой базой актуализированы 49 ранее действовавших Примерных программ, а также утверждены девять новых Примерных программ переподготовки водителей.
Теперь до 1 сентября все организации, обучающие водителей, должны обновить образовательные программы и согласовать их с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел России по Белгородской области.
На территории Белгородской области подготовку водителей осуществляют 26 автошкол, 20 учреждений среднего профессионального образования (техникумы и колледжи), 13 учреждений при ДОСААФ, ещё девять общеобразовательных учреждений (школ) и пять учреждений дополнительного образования. Но и этого количества не достаточно для подготовки водителей, поскольку в некоторых районах нет специализированных автошкол.
Качественная подготовка водителей продолжает оставаться проблемным вопросом. Увеличивается количество автотранспорта, соответственно растет и число желающих получить водительские права, хотя услуга эта платная.
Отметим, что в Программах изменилось только содержание, но кадровые, материально-технические, организационные условия к их реализации остались прежними.
«Самое главное – безопасность для всех участников дорожного движения. Увеличение практических часов на вождение на дорогах общего пользования – это большой «плюс» для обучающихся. Да, есть парковки, прилегающие к домам территории, где можно потренироваться, почувствовать габариты транспортного средства, но истинный опыт придёт во время движения в живом потоке», — говорит начальник отделения экзаменационной работы Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД УМВД России по Белгородской области Вячеслав Третьяков.
В программах рассчитывается количество мест обучения, транспортных средств, использование экзаменационных классов. При этом учитывается число преподавателей, инструкторов практического вождения.
По словам Сергея Ковалёва, заместителя председателя — начальника отдела организационно-плановой, военно-патриотической и спортивной работы Регионального отделения ДОСААФ России Белгородской области, все педагоги и инструкторы автошкол, входящих в данную организацию, обновили программы в соответствии с требованиями и передали для согласования в территориальные отделы ГИБДД.
«Мы полностью готовы с 1 сентября начать обучение по новым программам. Улучшена материально-техническая база и автомобильный парк, мастера и инструкторы прошли переобучение в Центральном совете ДОСААФ России. Заключено соглашение с Минобороны России о подготовке граждан по военно-учебным специальностям. Благодаря этому взаимодействию мы получили новые учебные классы», — прокомментировал Сергей Ковалёв.
Учебная база автошкол ДОСААФ пополнилась аналогичными классами для сдачи теории, которые используются в ГИБДД. Установлены тренажёры-симуляторы, позволяющие отработать поведение в виртуальном дорожно-транспортном происшествии.
