Федеральный государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

В соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»,  Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, утвержденным  постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 № 1019, (далее – Положение о контроле о защите детей от информации),  Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 № 885,  Рособрнадзор осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (далее – ФГКН о защите детей от информации) в отношении: 

  • российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Российской Федерации по образовательным программам высшего образования,  
  • российских федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих на территории Российской Федерации образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации,  
  • российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных за пределами территории Российской Федерации, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иностранных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации. 

Осуществление контроля отнесено к компетенции Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность. 

ФГКН о защите детей от информации реализуется с применением риск-ориентированного подхода согласно нормам Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля». 

Категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям 

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, подлежат отнесению  к одной из категорий риска: 

  • а) значительного; 
  • б) среднего; 
  • в) умеренного; 
  • г) низкого. 

на основе сопоставления характеристик  деятельности этих организаций  с критериями, установленными Положением о контроле о защите детей от информации.  

Категория риска определяет особенности и частоту проведения в отношении организации, осуществляющей образовательную деятельность,  профилактических мероприятий, включая обязательный профилактический визит, и плановых контрольных (надзорных) мероприятий. 

Виды контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении ФГКН о защите детей от информации:

Вид контрольного (надзорного) мероприятия Срок проведения  Допустимые контрольные (надзорные) действия 
а) документарная проверка; 10 рабочих дней (без учета времени на истребование документов и объяснений) а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов; 
в) экспертиза. 
б) выездная проверка;  10 рабочих дней а) осмотр; 
б) опрос; 
в) истребование документов; 
г) получение письменных объяснений; 
д) экспертиза. 

Особенности проведения этих мероприятий установлены Положением о контроле о защите детей от информации. 

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия 

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в виде плановых выездных или документарных проверок проводятся на основании плана проведения Рособрнадзором плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры, со следующей периодичностью: 

  • в отношении объектов государственного контроля (надзора), отнесенных к категории значительного риска, — один раз в 2 года; 
  • в отношении объектов государственного контроля (надзора), отнесенных к категории среднего риска, —   один раз в 3 года; 
  • в отношении объектов государственного контроля (надзора), отнесенных к категории умеренного риска, —   один раз в 5 лет. 

В отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся. 

Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия 

Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия за исключением внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом, проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 — 5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». 

Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся в виде документарных и выездных проверок.