Учительская газета: «Тернистый путь ЕГЭ»

Так уж исторически сложилось, что в России все новшества с трудом пробивают себе дорогу. Ломка старых и привычных отношений всегда вызывала настороженность у населения, а иногда и открытый протест. Даже актуальные и насущные реформы, проводившиеся в нашем Отечестве, не избежали неприязненного отношения со стороны россиян. Отмена крепостного права 19 февраля 1861 года обрадовала не всех помещичьих крестьян. Были те, кто не хотел уходить от своих господ в силу разных причин. Трудно в это поверить, но факт остается фактом. Таких примеров в истории хоть отбавляй. Любое нововведение наталкивалось на непонимание со стороны определенной части населения нашей страны.

С 2009 года в общеобразовательных учреждениях сдают ЕГЭ. Такая форма итоговой аттестации школьников была встречена гражданами без особого восторга. Из года в год разгораются дискуссии о целесообразности такого типа экзаменационных испытаний. Словесные баталии сторонников и противников ЕГЭ то затихают, то вспыхивают с новой силой. Все зависит от политической повестки дня, так как этот вопрос уже давно не является прерогативой только сферы образования. Он стремительно перекочевал в политику и используется разными лидерами и партиями в качестве инструмента для привлечения электората в период выборов.

ЕГЭ глазами обывателя

Отбросим все политические моменты в сторону. Посмотрим на единый государственный экзамен глазами простого обывателя. Что так пугает наших граждан в ЕГЭ? Чем они недовольны? Дело все в том, что была сломана система, которая выстраивалась годами. С 1944 года ученики стали сдавать выпускные экзамены в школе по билетам. Билеты составлялись централизованно, с их содержанием выпускники советских образовательных учреждений знакомились заранее. Учитель диктовал учащимся ответы на вопросы экзаменационных билетов, а они в свою очередь старательно записывали их в тетрадочки и заучивали наизусть.
Конечно, не у всех это получалось. Зазубрить тридцать билетов по истории было по силам не каждому.

Эта система с небольшими изменениями дожила до начала двухтысячных. Затем начались крутые перемены и бурные искания новых форм сдачи экзаменов в общеобразовательных учреждениях. Правительство решило перенять опыт западных стран, которые к тому времени активно использовали ЕГЭ как инструмент проверки качества знаний по окончании школы. Советская система итоговой аттестации была отправлена в утиль. Это и травмировало людей, которые к ней привыкли и не представляли существования чего-то иного.

Все новое – в штыки!

Большинство критиков ЕГЭ поют одну и ту же песню. По их мнению, единый государственный экзамен – это обыкновенное тестирование. Учитель не дает ребенку глубоких знаний, а просто натаскивает его на решения заданий определенного типа и учит ставить в нужной клеточке номер варианта правильного ответа. Ученик выходит из стен школы зачастую без необходимого набора знаний, умений и навыков. «Жертва ЕГЭ» – так сегодня говорят про человека некомпетентного и безграмотного. Подобные оценки необъективны. Таких Митрофанушек хватало во все времена.

«Когда я учился в школе, все было лучше. Мы знали всю школьную программу. Мы учили все билеты. Экзамены сдавали все ученики!» – это еще один набор аргументов противников ЕГЭ. Список критических замечаний можно продолжать бесконечно. Все сводится к одному: раньше было лучше, а сейчас все плохо.

Так не бывает. Общество не стоит на месте. Оно движется вперед и развивается. Наступило время, когда стало очевидно, что билетная система сдачи экзаменов изжила себя. На смену ей пришла новая. Только по старой привычке мы все новое воспринимаем в штыки!

Есть с чем сравнивать

В самом начале своего тернистого пути единый государственный экзамен и правда имел много недостатков. С течением времени все изменилось в лучшую сторону. Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ постепенно совершенствовались и усложнялись. Сегодня невозможно просто угадать ответы. Для решения заданий требуются глубокие знания по предмету. Люди, которые твердят мантры про «угадайку» на ЕГЭ, – полные дилетанты в этой области. Прежде чем размышлять о примитивности заданий ЕГЭ, может быть, стоит зайти на сайт ФИПИ и воочию посмотреть, как выглядят эти самые задания?! Больше всего поражает то, что подобным непрофессионализмом грешат не только далекие от образования люди, но и признанные эксперты в этой сфере.
Их предубеждение основывается на следующем принципе: «Не видел, не писал, но осуждаю!».

Как только в школах ввели ЕГЭ, тут же значительно увеличилось количество выпускников, не сумевших успешно выдержать это испытание. Да, раньше такого точно не было. Экзамены сдавали практически все. Но давайте честно скажем, каким образом достигался такой высокий результат. Экзамен принимала школьная экзаменационная комиссия во главе с директором или завучем. Неужели она допустила бы выставление неудовлетворительных оценок во время итоговой аттестации? Нет, конечно. Отчетность и тогда никто не отменял. Преподаватель мог заранее предупредить слабого ученика, какой билет тому надо обязательно выучить. Члены комиссии закрывали глаза на списывание. Делали вид, что читают учебник, газету или вообще в нужный момент выходили из кабинета якобы по важным делам. И в это время учитель, который преподавал предмет этому горе-выпускнику в течение нескольких лет, начинал торопливо диктовать ему ответы на вопросы билета. Комиссия возвращалась и терпеливо слушала сбивчивое бормотание учащегося, который с трудом пытался разобраться в своих каракулях. После нравоучительной беседы о том, что в жизни все будет не так, как в школе, комиссия ставила такому выпускнику оценку «удовлетворительно» и с чистой совестью отпускала его на волю. Вот вам и весь секрет отсутствия двоек на экзаменах.

А было и наоборот. Отношения между учителем и учеником не всегда гладкие. Конфликтные отношения могут затянуться на годы и проявиться во время экзамена. Не совсем порядочный преподаватель мог завалить дополнительными вопросами не понравившегося ему ученика. И вот в аттестате плохая оценка. А это значит, шансы на поступление в вуз своей мечты уже не такие высокие.

В ЕГЭ все иначе. Проверка первой части экзаменационной работы осуществляется компьютером, а задания второй части проверяют независимые эксперты. Это гарантирует непредвзятое отношение к работам выпускников. Ну а если ученик не согласен с выставленными баллами, то он в установленном порядке имеет право подать на апелляцию. Ничего подобного раньше не было.

Все в равных условиях

ЕГЭ неидеален, и там тоже бывает всякое. И подсказывают, и с телефонами выпускников ловят. Бумажки с формулами и правилами одиннадцатиклассники рассовывают по всем карманам. Написание шпаргалок – это целое искусство, которое совершенствуется с годами и даже в век высоких технологий сумело сохранить свои устойчивые позиции. Но воспользоваться этим арсеналом при существующей организации сдачи ЕГЭ крайне сложно. Сотрудники ППЭ делают все, для того чтобы экзамены были честными. На входе учащихся проверяют с помощью металлодетектора. Можно сколько угодно говорить, что это неправильно, что такой досмотр ни к чему.
Но именно он сводит к минимуму случаи использования мобильных телефонов на ЕГЭ. Если кто-то все же умудрился пронести средство связи, то в коридорах установлены глушилки, которые не оставят никакого шанса для тех, кому захочется воспользоваться услугами Интернета. В кабинетах стоят видеокамеры, и педагоги не рискуют помогать ученикам. При выходе экзаменуемого в туалет с ним идет сопровождающий. А если выпускник обошел все эти преграды и сумел-таки выложить свои задания в Сеть, то и тут есть определенный контроль.
Специальные наблюдатели внимательно следят за интернет-пространством и мгновенно реагируют на появление заданий ЕГЭ во Всемирной паутине. Все это сделано для того, чтобы обеспечить равные условия для всех школьников при сдаче экзаменов. И вот когда свои знания слабые, а помощи ждать не от кого, тогда и появляются выпускники, не перешедшие минимального порога на ЕГЭ. Жестко все, но справедливо.

Незнание и страх как основные препятствия на пути ЕГЭ

При старой экзаменационной системе ученик сдавал выпускные экзамены в школе. Если же он хотел продолжить учебу в высшем учебном заведении, то вступительные экзамены приходилось сдавать уже в стенах выбранного им вуза. Причем документы для поступления можно было подать только в один вуз. В настоящее время ЕГЭ является и выпускным, и вступительным экзаменом одновременно. Мало того, результаты единого государственного экзамена можно подать в 5 вузов на 10 направлений в каждом. Когда я объясняю эти плюсы ЕГЭ школьникам и их родителям, то вижу удивленные лица. Не знают! Но это еще полбеды! Зачастую сами педагоги некомпетентны в этой теме. Многие коллеги имеют приблизительное представление по этому вопросу и не могут грамотно проконсультировать своих воспитанников, их пап и мам.

Среди учителей также хватает противников ЕГЭ. Есть те, у кого не вызывает восторга формулировка экзаменационных заданий, кто-то недоволен системой оценки или самой процедурой проведения единого государственного экзамена. Здесь все понятно. Сколько людей, столько и мнений. Но меня поражают педагоги, которые переживают за то, что результаты ЕГЭ отразятся на их рейтинге и профессиональной аттестации. Они самые воинствующие апологеты старой экзаменационной системы. Нагнетание страха вокруг ЕГЭ – их рук дело. Такие учителя ставят личные амбиции и выгоды выше профессионального долга.

Большие возможности

Перманентная реформа образования затрагивает интересы всех слоев нашего общества. Именно поэтому к ней приковано большое внимание. Одни преобразовательные инициативы напрочь отторгаются социумом, а другие постепенно входят в жизнь. Единый государственный экзамен с трудом пробивает себе дорогу. На данный момент это наиболее честная система оценки знаний учащихся. Отрицать очевидное глупо. Отменять его в угоду различным политическим силам нельзя. Родительское сообщество и работники образования постепенно начинают понимать, что ЕГЭ дает больше возможностей детям для профессиональной самореализации.
Выпускники из глубинки массово поступают в лучшие университеты Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и других крупных городов. И все это благодаря своим знаниям и результатам ЕГЭ.

Григорий ФОМЕНКОВ, Меленки, Владимирская область