Белгородская область: «Эксперты проанализировали результаты итогового сочинения»

Представители регионального департамента образования, Центра оценки качества образования, начальники муниципальных органов управления образованием в формате вебинара обсудили количественные и качественные результаты письменных работ одиннадцатиклассников. 

В итоговом сочинении (изложении), которое является допуском к государственной итоговой аттестации, приняли участие 5592 выпускника Белгородской области текущего года. Это 98,54% от числа зарегистрировавшихся участников. «Зачет» получили 5527 участников, это составляет без малого 99% выпускников региона. Еще 63 участника получили «незачет», что составило чуть более 1% от их общего количества.

«Один участник был удален за наличие у него мобильного телефона. По результатам итогового сочинения 62 человека получили «незачет», еще один – за изложение. Неудовлетворительное содержание этих работ свидетельствует о непонимании выпускниками сути самой процедуры, невыполнении требований к письменной работе», — отметила начальник управления по контролю и надзору в сфере образования Департамента образования Белгородской области Елена Третьякова.

Так, 23 сочинения из 62, получившие «незачет», не соответствовали требованию «Объем итогового сочинения». Это значит, что в 37% этих сочинений объем был менее 250 слов и далее работа просто не проверялась. Остальные 39 сочинений были выполнены в соответствии с требованиями объема и самостоятельности написания. Однако из них только 11 получили зачет по критерию «Соответствие теме», а 28 сочинений по всем пяти критериям(Соответствие теме; Аргументация. Привлечение литературного материала; Композиция и логика рассуждения; Качество письменной речи; Грамотность) получили «незачет».

Надо отметить, что из 22 участников итогового сочинения из Белгорода, получивших «незачет», половина обучаются в школе № 14 областного центра, которая является вечерней. Вместе с тем, это не отменяет ответственного отношения самих выпускников к письменной работе. Еще 40 неудовлетворительных работ – показатель того, что участники ИС не были включены в насыщенный тренировочный процесс. А такая учебная подготовка обеспечивается, прежде всего, школами и муниципальными органами управления образованием. 

«Самыми популярными темами у белгородских выпускников оказались тема № 4 «Произведение какого писателя (композитора, режиссера) я бы порекомендовал своим друзьям?» и № 3 «Когда слово становится преступлением?».

«Первое направление позволило выпускникам порассуждать о великих людях, чей вклад в науку, культуру или другие сферы поднял цивилизацию ещё на одну ступень развития. У выпускника в данном случае была возможность рассказать о культурных запросах современников, их литературных пристрастиях, духовных ориентирах, жизненных оценках, отношениях с семьей и обществом. Вторая из названных тем – позволила рассуждать о человеке среди людей, о проблеме конфликта. Это тема о вызовах, стоящих перед человеком. В любой теме ценна глубина ее трактовки», — считает первый заместитель начальник Департамента образования Белгородской области Николай Рухленко.

2 февраля 2022 года будет вторая попытка написания итогового сочинения (изложения). Планируемое количество участников второй «попытки» – 148 человек. Это получившие ранее «незачет», не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам, удаленные за нарушение порядка проведения работы.

В оставшееся время с участниками, получившими неудовлетворительные результаты, в школах будет организована индивидуальная подготовка. Кроме того, учащимся и их родителям вновь напомнят о недопустимости использования «подсказывающих» средств на контрольных испытаниях.