Телефон для справок: +7 (495) 984-89-19
Телефон доверия ЕГЭ:  +7 (495) 104-68-38

(230)
ENQA ICCS ICILS PIAAC PIRLS PISA TALIS TIMSS Александр Адамский Александр Жуков Александр Масляков Александр Морозов Александр Чубарьян Андреас Шляйхер Анзор Музаев биология Вадим Потомский Владимир Зернов Владимир Селин Владимир Узун Владимир Филиппов ВПР вузы Вячеслав Бутусов Габриэль де Гроэр ГВЭ география ГИА ГИА-9 Дмитрий Добротин Дмитрий Кобылкин Дмитрий Певцов Евгений Князев ЕГЭ ЕГЭ-2017 ЕГЭ-2018 Игорь Круглинский Игорь Реморенко изложение Иностранные языки иностранный язык информатика и ИКТ Ирина Кузнецова Исаак Калина история итория Лемка Измайлова литература Людмила Вербицкая Максим Дунаевский Максим Соколов Маргарита Русецкая математика Минобрнауки России Михаил Погося ММСО Музаев Наталия Наумова НИКО Нина Емузова ОБЖ образование общественный совет обществознание ОВЗ ОГЭ Оксана Решетникова Олег Смолин Ольга Васильева Ольга Румянцева опрос ОТР ОЭСР Павел Красноруцкий Павел Крашенинников проверка вузов проверки проверки Рособрнадзора Росаккредагентство РСМ русский язык Сергей Кравцов Сергей Мазаев СКФО Сочинение студенты Татьяна Синюгина учителя Федор Конюхов физика ФИОКО ФИПИ ФЦТ химия Шахабас Шахов Шахид Ахмадов Юлия Егорова Юлия Пракопчик Юнус-Бек Евкуров Юрий Коков
Главная Пресс-центр СМИ о Рособрнадзоре

СМИ о Рособрнадзоре

10.05.2017

Аргументы и Факты - "Без шпаргалок и махинаций. Эксперт о том, чего ждать на ЕГЭ в этом году"

   
 

29 мая пройдёт первый единый госэкзамен — по географии и информатике. А завершится кампания ЕГЭ-2017 19 июня экзаменами по химии и истории. В ней примут участие более 704 тыс. человек. В почте «АиФ» сейчас много вопросов читателей на эту тему. На самые распространённые ответил заместитель руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев.

Тестов в ЕГЭ не будет

Дочь заканчивает школу. И чем ближе ЕГЭ, тем больше волнуется — вдруг появятся новшества в экзаменах, к которым она не готова. Не повысят ли минимальные баллы? Хотелось бы узнать об этом заранее.

Е. Новикова, Саратов 

— Все основные изменения в ЕГЭ мы декларировали в течение нынешнего учебного года, и это всего лишь отказы от тестовой части по 3 предметам (физика, химия, биология). Пока тесты останутся только в экзамене по иностранному языку. Но в течение нескольких лет мы и в экзамене по иностранным языкам перейдём к другой вариации контрольно-измерительных материалов, то есть заданиям без выбора ответа. Минимальные пороги в этом году тоже не повышаются. Есть только изменения, касающиеся организации самого экзамена. Например, печать бланков с заданиями будет проходить непосредственно в классе почти в половине пунктов проведения ЕГЭ. В течение нескольких лет мы также перейдём к практике сканирования готовых работ сразу после экзамена в присутствии ребят и под контролем видеокамер. Это сделает бессмысленными любые попытки что-то приписать к «нужным» работам — учитываться будет только электронный образ. Пока же материалы отвозятся в региональный центр обработки информации. Ещё одно изменение — с этого года выпускникам прошлых лет разрешено сдавать ЕГЭ только на досрочном этапе или в резервные дни основного. К слову, когда Рособрнадзор впервые в 2014 г. провёл опрос на сайте, что нужно менять в ЕГЭ, то получили 36 тыс. предложений. В прошлом году не набралось и двух сотен замечаний, и большинство касались комфортности условий. Так что мы можем сказать, модель ЕГЭ состоялась, в ближайшие 2-3 года никаких содержательных изменений не потребуется. Поэтому выпускникам можно спокойно готовиться к экзаменам.

Сын готовится к ЕГЭ. Но не уверена, что напишет математику — проблема с точными науками. Можно ли будет пересдать и когда?

С. Пахомова, Тверь 

— Если выпускник не напишет базовую математику хотя бы на «тройку», либо не преодолеет минимальный порог по русскому языку (24 балла), что необходимо для получения школьного аттестата, то он допускается к повторной пересдаче в резервные дни. Если неудовлетворительный результат получен по обоим обязательным предметам или по одному из предметов при пересдаче в резервный день, то переписать работу можно будет в сентябре. Такая практика существует с прошлого года. Надо сказать, что количество таких ребят уменьшается год от года. В 2015- 2016 учебном году Рособрнадзор запустил проект «Я сдам ЕГЭ» в ряде субъектов РФ для целенаправленной работы по подготовке к ЕГЭ более слабых ребят. Заранее, ещё в сентябре учителя должны были провести пробные экзамены, чтобы оценить возможности каждого, и усилить работу именно с неуспешным контингентом. Для этого школы получили специальные методики для индивидуальной работы со слабыми учениками. Подчёркиваю: не репетиторы, а школьные учителя! Результат — вдвое уменьшилось число ребят, которым потребовалась пересдача. Этот опыт нужно тиражировать на все регионы. Ведь когда молодой человек или девушка уверены, что уж на минимальную оценку точно напишут, то они спокойно идут на экзамен, не несут телефоны и шпаргалки, а используют свои знания. Есть большая категория ребят, которые, получив «двойку», готовились в течение года и успешно сдавали экзамен повторно, получали аттестат.

Куда идут учиться

Интересно, какие предметы выбрали в этом году выпускники? Раньше все хотели сдавать обществознание, чтобы поступать на юристов-экономистов. А государство просило больше инженеров и учителей. Услышала молодёжь?

В. Агатова, Воронеж 

— Второй год подряд доля выбравших обществознание уменьшается и растёт выбор естественнонаучных предметов — физики, химии, биологии (на 1%). Иностранный язык решили сдавать на 2% больше выпускников. Информатику и ИКТ выбрали на 8% больше школьников. Сегодня родители и дети при выборе профессии ориентируются на то, какие профессии востребованы на рынке труда, где выше зарплаты. А поскольку есть реальный дефицит квалифицированных инженеров, программистов и переизбыток юристов и экономистов, то и картина выбора предметов изменилась.

Слышал, что количество высокобалльников в прошлом году снизилось. Дети стали глупее или экзамены сложнее?

В. Рудаков, Саратов 

— На самом деле число высокобалльников постоянно растёт по многим предметам, в частности, по русскому языку, математике и другим. Анализ показывает, что таких ребят 5% среди всех участников ЕГЭ. Ещё 20% наоборот балансируют на грани минимальных баллов. В классе всегда будут отличники, хорошисты, троечники и двоечники. Слишком резкое увеличение высоокбалльников говорит либо о нечестности экзамена, либо о том, что он слишком прост.

Купленные справки вычислят

Когда сын сдавал в 2013 году ЕГЭ, списали все, кто мог — варианты заранее выложили в интернет. В последние годы предпринимались беспрецедентные меры по контролю за честностью ЕГЭ — камеры, рамки металлоискателей и т.д. И что — списывать перестали?

С. Краснодубов, Ярославль 

— Могу сказать по итогам досрочного этапа. 366 человек были удалены с экзамена за использование мобильных телефонов и шпаргалок, результаты их работ аннулированы. В основном это выпускники, которые провалились на ЕГЭ в прошлые годы. Есть уникальные ребята, которые не первый раз уже удаляются за использование таких средств. К сожалению, они не делают выводы, не готовятся, а надеются проскочить нечестным путём.

В прошлые годы было несколько скандалов, связанных с тем, что некоторые блатные родители покупали своим детям липовые медсправки, и те сдавали ЕГЭ на щадящих условиях. С этим борются?

П. Дружинин, Волгоград 

— По поводу медицинских справок участников ЕГЭ недавно состоялось совещание с участием Минздрава и Росздравнадзора. По итогам вице-премьер Ольга Голодец дала поручение губернаторам особенно тщательно проверять подобные меддокументы — реально ли у выпускника есть проблемы со здоровьем, относится ли он к категориям участников, имеющих право сдавать ЕГЭ в особых условиях — таким ребятам отводится больше времени на написание работы, видеокамеры хоть и ведут запись, но не транслируют её тут же, онлайн и т.д. Были случаи, когда такие справки выдавались региональными комиссиями неправомерно. В этом году контроль усилится. Мы на стороне ребят, имеющих ограничения здоровья. Но мы против, мягко говоря, подлецов, которые этими благими намерениями пытаются воспользоваться в своих интересах. Ну не может серьёзная болезнь появиться за полгода до экзаменов! Это единичные случаи. Если у ребёнка были проблемы со здоровьем, об этом должна быть информация в медицинской карте.

Заговорили о том, что нужно увеличить минимальные баллы для поступления в вузы хотя бы до 60. Сейчас можно поступить и с 36 баллами, то есть «тройкой». Эта мера нужна?

И. Разумов, Челябинск 

— Федеральная служба не поддерживает эту инициативу. При этом есть риск остаться без набора студентов в целых регионах. Нельзя уравнивать под одну гребёнку ребят, которые учатся в школах мегаполисов (там сама инфраструктура города, оснащение школ позволяет самообразовываться) и небольших городах и посёлках. Поэтому и к порогам в 60 баллов для поступления надо относиться очень взвешенно и аккуратно. В любом случае такой переход не должен произойти в одночасье. Кроме того, вузы и сейчас заинтересованы принимать ребят с более высокими баллами. Одни из показателей эффективности работы вуза — это средний балл ЕГЭ зачисленных. В вузах идёт борьба за лучшего студента. И когда сегодня видишь счастливого ребёнка, которому прислали приглашения на зачисление сразу пять вузов, или гордящихся им родителей — вот это, я считаю, самое главное достижение Единого государственного экзамена. Такого не было раньше.

Кто «рисует» пятёрки?

Не успели к ЕГЭ привыкнуть, как дети теперь без конца пишут Всероссийские проверочные работы. Зачем это? Чтобы был повод опять зарплаты учителям снизить за невысокие оценки?

О. Забродина, Калуга 

— Школа должна учить детей не только в 9 и 11 классе, когда им нужно сдавать ГИА и ЕГЭ, а все 11 лет. Нужно понимать, чему ребёнок научился за каждый год обучения и вовремя исправлять ошибки. А у нас иногда получается, что к концу школы вдруг обнаруживается, что ребёнок не умеет решать задачи 5-го класса, не может написать сочинение. А что он делал 11 лет? Когда в течение 2-3 лет мы наладим проведение Всероссийских проверочных работ с 4-го по 8 классы, а также в 10 классе, у нас будет «история» на каждого ученика, даже если он не выпускник. Мы будем видеть слабого ученика и ориентировать регионы на прицельную работу с такими детьми. Есть разные варианты: консультация психолога для родителей и ребёнка, помощь врачей, если плохая учёба связана с самочувствием, либо повышение квалификации учителей. Да, не везде в регионах институты повышения квалификации педагогов работают качественно, поэтому их тоже будем проверять. Но опять же — результаты Всероссийских проверочных работ не должны превратиться в наказание: сразу уволить, лишить премии педагогов. Нельзя допускать, чтобы по этим итогам оценивались директора школ, целые муниципалитеты, регионы и губернаторы, как это было несколько лет назад с ЕГЭ. А иначе есть риск, что «пятёрки» будут рисовать, а не ставить за реальные знания. В прошлом году, например, такие перекосы были. Учителя в некоторых муниципалитетах решили подстраховаться, выставив всем детям только «4» и «5». Мы выезжали с проверками в этот «передовой» муниципалитет, проводили повторные работы, и видели реальную картину: были и «отличники» с «хорошистами», и «троечники», и «двоечники». К сожалению, ни одна перепроверенная школа не показала второй раз отличный результат.

Рейтинги школ нужно отменить?

В рейтинге топ-500 лучших школ один из критериев оценки — баллы ЕГЭ. Но как можно сравнивать обычную школу в небольшом городке и физмат лицей, где с детьми занимаются профессора, а ученики проходят отбор? Разве это честно?

И. Мельникова, Смоленск 

— Параметр ЕГЭ в формировании рейтинга школ исключён. Топ-500 теперь создаётся на основе выпускных экзаменов в 9 классе. Во-первых, потому, что 9-классников — 1 млн. 200 тыс., а в 10-й класс идёт лишь половина. Во-вторых, переходят в 10-й класс ориентированные на поступление в вузы ребята, то есть более подготовленные. Оценивать по ним школу неправильно. Во многих странах с продвинутым образованием рейтингование школ вообще запрещено законом. Я например, искренне считаю, что учителя, которые работают в передвижной школ за Полярным кругом, совершают больший подвиг, чем профессор физмат лицея, который даёт уроки ученикам, отобранным по итогам трёх экзаменов.

Мы разработали другую модель самооценки школ, где один из главных параметров — безопасность детей. Ведь если этого минимума в школе нет, всё остальное теряет значение. Эксперты модель одобрили, в ближайшие годы мы планируем её вводить.

А к чему приводит рейтинг на основе баллов, мы уже видели. Губернатор видит итоги рейтинга и вызывает регионального министра образования: почему школы нет в топ-500? Министр призывает на ковёр руководителей муниципальных управлений образования с указанием: надо поднять средний балл. И начинают поднимать всеми правдами и неправдами. Если же губернатор видит, что школа не вошла в рейтинг лучших, потому что крыша течёт, интернет слабый, спортивная площадка разбита, в библиотеке книжек нет, учителей-предметников не хватает и т.д., тогда он будет заниматься решением этих проблем, а не искусственным натягиванием среднего балла ЕГЭ. Начнёт выделять деньги на ремонт школ, привлечение кадров, предоставлять педагогам жильё по договору социального найма. А это уже совсем другая история. Рейтинги должны побуждать создавать лучшие условия для обучения детей, повышать качество образования.

← Вернуться к списку