Телефон для справок: +7 (495) 984-89-19
Телефон доверия ЕГЭ:  +7 (495) 104-68-38

(162)
I квартал On-line трансляция Апостиль Ассоциация юристов России АЮР Бархатова ВАК видео-мост воспитание студенческой молодежи ВПР вузы выездные проверки ГИА ГИА 9 глава Рособрнадзора Глебова государственная аккредитация документарные проверки ЕГЭ ЕГЭ-2016 ЕГЭ-2017 Законодательство заместители руководителя заместитель руководителя Рособрнадзора информация исполнение предписаний Рособрнадзора итоги КИМ контроль качества образования Кравцов Кравцов С.С. Кравцов Сергей Кравцов Сергей Сергеевич круглый стол лицензионные требования лицензия на образовательную деятельность Межрегиональное совещание минимальная граница по предметам Музаев Муравьев Муравьев И.А. научные организации независимая оценка качества образования неисполнение предписаний Рособрнадзора НИКО образовательные учреждения общественная деятельность общественный совет основное общее образование осуществление образовательной деятельности оценка качества образования плановые проверки поддержка талантливых поздравления Поступление в ВУЗы предписание Рособрнадзора пресс-конференция проверка проверка вузов проверки проверки Рособрнадзора проверки юридических лиц рабочие встречи рабочие поездки расписание ГИА в 2013 году Росаккредагентство Рособрнадзор РЦОИ Санкт-Петербург санкции 2013 г. Сергей Кравцов СКФО сроки исполнения предписаний сроки проведения ГИА в 2013году студенты Т.А Бархатова Татьяна Бархатова участие в мероприятиях ФИПИ ФЦТ центр телефонного обслуживания
Главная Пресс-центр СМИ о Рособрнадзоре

СМИ о Рособрнадзоре

15.03.2016

КоммерсантЪ - "Очень важно сразу увидеть пробелы в подготовке ребенка"

   
 

В 2015 году около 600 тыс. четвероклассников написали Всероссийскую проверочную работу (ВПР) по русскому языку и математике, а в мае им предстоит написать контрольную по предмету "Окружающий мир". Эта новация вызвала тревогу: многие родители считают, что их детей уже в начальной школе заставляют писать что-то вроде ЕГЭ. Руководитель проектов Рособрнадзора, глава центра национальных и международных исследований Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) СЕРГЕЙ СТАНЧЕНКО рассказал, для чего созданы всероссийские проверочные работы и в каком направлении они будут развиваться. 

— Чем же все-таки ВПР отличаются от ЕГЭ? 

— Самое главное, что ВПР — это не экзамен "высоких ставок". В отличие от ЕГЭ, по результатам которого выпускники поступают в вузы, оценка за ВПР никак не влияет на судьбу ребенка. Всероссийские проверочные работы — это обычные годовые контрольные работы. И даже отметка за них необязательна: школа или регион сами решают, ставить ли ученику оценку в журнал.

— Чем же тогда ВПР отличаются от школьных контрольных работ? 

— Во-первых, это единые для всей страны задания — так мы лучше понимаем уровень знаний в каждом регионе или даже конкретной школе. Во-вторых, это единые требования к процедуре проведения работы. Мы не говорим о том, что должны быть рамки металлоискателя или видеонаблюдение, как на ЕГЭ — этого нет ни в каких обязательных рекомендациях. Единственное требование — обеспечить объективность выполнения работы, чтобы результатам можно было доверять. Нет никаких новых для школы условий — мы хотим лишь, чтобы дети не пользовались шпаргалками, учебниками и рабочими тетрадями, не списывали у соседа по парте. 

— Если никаких последствий для школьников не будет, то для чего тогда вообще проводить ВПР? Что вы хотите выяснить — ситуацию в школе, компетенцию учителей?

— Контрольная работа - это сложившаяся форма проверки уровня подготовки школьника. И когда учитель проводит контрольную работу, он должен воспользоваться какими-то материалами, провести ее по определенному регламенту. Поэтому было принято решение помочь школам провести одну из итоговых работ. ВПР — это помощь школам в проведении хорошей, качественной, выверенной, стандартизированной общероссийской работы. И такая работа очень важна прежде всего для родителей: они смогут получить объективное представление о знаниях своих детей. Очень важно сразу увидеть пробелы в подготовке ребенка, понять, какие трудности он может испытывать при обучении в основной школе. И помочь, не дожидаясь, когда к шестому-седьмому классу проблемы в учебе ребенка вырастут как снежный ком. 

— Но в Рособрнадзоре недавно признали, что результаты ВПР пока трудно назвать объективными: число пятерок в некоторых регионах достигало 50%. Почему так получилось? 

— Потому что было желание приукрасить ситуацию. 

— И кто ее приукрасил?

— Контрольную работу проводили школы, в аудиториях даже не было федеральных или региональных наблюдателей. Например, в декабре во многих школах контрольную проводили учителя, которые работают в том же классе. Более того, подавляющее количество школ проверяли и оценивали работы силами тех же учителей. А когда мы проводили Национальное исследование качества образования с привлечением посторонних для школы специалистов, результаты сильно отличались от того, что мы увидели на ВПР. Маловероятно, что уровень подготовки четвероклассников настолько различен в соседние годы. Поэтому мы делаем вывод, что 50% пятерок — это явное преувеличение. 

— То есть можно сказать, что учителя завысили оценки? 

— Да. Но мы продолжаем убеждать: от школ ожидается правда, а не максимальное количество пятерок. Мы стремимся к прозрачности, и эта линия будет выдерживаться. 

— Если апробация показала не совсем объективные результаты, как вы планируете поступить в нынешнем году? 

— Пока мы хотим обойтись без централизованных федеральных шагов и просто объяснить школам идею этого проекта. Их управляющим советам и родителям нужно понять необходимость объективного оценивания знаний детей. Как только мы пришлем наблюдателей, поставим видеокамеры, у всех появится ощущение, что мы вводим ЕГЭ для самых маленьких. Дети начнут больше нервничать, волноваться — это никому не нужно. Мы, как организаторы проекта, стараемся объяснять, что достаточно поставить для наблюдения за порядком в классе учителя из другого класса, проверять работы силами учителей из других классов. Никакой жесткой процедуры у нас нет, есть некоторые вспомогательные технологические элементы, которые надо соблюдать. Как минимум, работы надо не подписывать ФИО, а присваивать номера. 

— Что вы делаете с полученными данными? 

— Для нас это прежде всего мониторинг. Рособрнадзор таким образом пытается выстроить региональные и внутришкольные механизмы самоаудита и самоконтроля. Так что в случае стопроцентных пятерок школе не избежать проверки. Рособрнадзор пытается, в том числе в рамках этого проекта, сказать школам и регионам: "Не надо завышать показатели, постарайтесь добиться объективной картины и работайте с ней". 

— Хорошо, предположим, ВПР прошла объективно и показала определенные пробелы в знаниях учеников. А как школы и регионы должны решать эту проблему? 

— По закону именно регион и школа должны решать, как им изменить ситуацию. Но рискну предположить, что мы тут можем получить конфликт интересов. Поэтому здесь нам нужно обсуждать проблемы с регионами и давать рекомендации, как работать с полученными результатами. Кому-то удобнее предпринять централизованные действия на уровне региона, а где-то попросят саму школу оценить результаты и высказать свои предложения. Главное, что регион должен не наказывать школу, а помогать ей. Например, направлять учителей на повышение квалификации или пересмотреть образовательную программу. 

— А школы обязаны участвовать в ВПР? 

— Пока в 2016 году оглашается режим добровольного рекомендованного участия. То есть нет никакого нормативного акта, обязывающего школы принять участие. Сейчас школа или регион могут отказаться от массового проведения ВПР, потому что у некоторых регионов были уже давно запланированы свои работы, которые проводятся в другое время, и нет смысла проводить сразу две большие работы. Чтобы не нарушать никакие планы, ВПР и носит рекомендательный характер. 

— Когда ВПР могут стать обязательными? 

— Обсуждается вопрос об обязательности ВПР в 2017 году. Но думаю, что нужно прожить еще какое-то время, посмотреть на практику использования результатов. Сначала обсудить в образовательном сообществе все нюансы этого проекта, а затем двигаться дальше.

← Вернуться к списку