Словарь терминов

— это документ, который устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий федерального органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействие с физическими или юридическими лицами (заявителями), иными органами государственной власти и местного самоуправления при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги).

– процедура, проводимая в отношении образовательного учреждения для установления его государственного статуса (типа, вида, категории), подтверждения уровня реализуемых образовательных программ и их направленности, а также соответствия содержания и качества подготовки выпускников федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям.

– специалисты, сдавшие квалификационный экзамен и получившие право участвовать в экспертизе образовательных программ вузов. Экспертная группа определяет соответствие содержания и качества подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам для получения программами вузов государственной аккредитации. Аккредитованные эксперты не являются сотрудниками Рособрнадзора.

– процедура защиты интересов участника экзамена в случае выявления нарушений экзаменационных процедур или несогласия с результатами экзамена, основанного на предположении о наличии технических или экспертных ошибок при оценивании работы экзаменуемого. Заявление об апелляции подается в письменной форме в конфликтную комиссию субъекта РФ.

– международная стандартизированная форма заполнения сведений о законности документа для предъявления на территории стран, признающих такую форму подтверждения документа об образовании. Процедуры подтверждения (проставление штампа APOSTILLE) проводятся в отношении российских документов государственного образца об образовании, ученых степенях и ученых званиях для желающих обучаться или работать за рубежом.

– это присуждение ученых степеней доктора наук и кандидата наук, присвоение ученых званий профессора и доцента, лишение и восстановление ученых степеней и ученых званий.

– итоговые контрольные работы, проводимые по отдельным учебным предметам с целью мониторинга качества образования. ВПР проводятся на региональном или школьном уровне по заданиям, разработанным федеральными экспертами, что обеспечивает единство подходов к составлению вариантов заданий, проведению и оцениванию работ. Результаты ВПР заносятся в федеральную информационную систему для дальнейшего анализа.

– это государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования в новой форме, представляющая организацию экзаменов с использованием заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного стандарта основного общего образования.

— уполномоченная организация, осуществляющая функции национального информационного центра по информационному обеспечению признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, ученых степеней и ученых званий, полученных в иностранном государстве (часть 14 статьи 107 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.02.2014 № 272-р).

образовательных программ высших учебных заведений осуществляется Рособрнадзором и подтверждает соответствие деятельности вуза федеральным государственным образовательным стандартам. В случае приостановления или лишения действия государственной аккредитации, вуз по-прежнему может вести образовательную деятельность и выдавать лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются образовательными организациями. При этом, вуз не может выдавать дипломы установленного Минобрнауки России образца и гарантировать обучающимся отсрочку от службы в Вооруженных силах РФ по призыву.

— форма государственного контроля освоения выпускниками 9-х (ГИА-9) и 11-х (12-х) (ГИА-11) классов основных общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования в соответствии с требованиями ФГОС основного общего и среднего общего образования. ГИА-9 проводится в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) и государственного выпускного экзамена (ГВЭ). ГИА-11 проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ), а также в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ).

– комиссия, организующая, координирующая и контролирующая работу по подготовке и проведению ЕГЭ на территории субъекта РФ. ГЭК утверждает на своем заседании результаты проведения ЕГЭ, а также принимает решения об их отмене. Комиссии создаются в каждом субъекте РФ из представителей органов государственной власти региона, органов местного самоуправления, образовательных организаций, научных, общественных и других организаций и объединений. Председатель и заместитель председателя ГЭК утверждаются Рособрнадзором.

– форма ГИА в виде письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов. Проводится для выпускников 9-х классов, а также выпускников 11-х классов, обучающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа и учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, для обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, для обучающихся с ОВЗ или детей-инвалидов и инвалидов, для обучающихся в образовательных организациях, расположенных за пределами территории России и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего образования.

– демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов ГИА, которые размещаются в открытом доступе и предназначены для тренировки будущих участников экзаменов. Демоверсии дают возможность составить представление о структуре и содержании экзаменационных заданий, их количестве, форме, уровне сложности. Задания, включенные в демоверсию, никогда не использовались и не будут использованы на экзаменах, но они аналогичным заданиям экзамена.

— запечатанный пакет, в котором индивидуальные комплекты ЕГЭ доставляются в ППЭ. Несанкционированное вскрытие доставочного пакета запрещено. Организаторы ЕГЭ в ППЭ обязаны убедиться в сохранности доставочных пакетов перед их вскрытием непосредственно в аудиториях в ППЭ, а наблюдатели – проконтролировать эту процедуру.

— форма ГИА-11. Служит одновременно выпускным экзаменом в школе и вступительным экзаменом в вуз. ЕГЭ проводится по единым правилам, с использованием контрольных измерительных материалов стандартизированной формы и единой методики оценивания выполненных работ. На сегодняшний день ЕГЭ проводится по 14 общеобразовательным предметам, два из которых (русский язык и математика) являются обязательными для получения аттестата о среднем общем образовании.

– ограничительная мера, применяемая в отношении вузов в случае неисполнения предписаний Рособрнадзора. Запрет на прием обучающихся не налагает иных ограничений на образовательную деятельность вуза, в частности позволяет ему продолжать обучение студентов и выдавать им дипломы установленного Минобрнауки России образца.

– запечатанный конверт формата А-4, который выдается каждому участнику экзамена. Имеет средства защиты информации, в частности, два штрих-кода с цифровыми номерами. В конверте содержатся экзаменационные материалы, бланк регистрации, бланк ответов № 1, бланк ответов № 2, лист для сверки соответствия номера и штрих-кода конверта с номером и штрих-кодом его содержимого. Индивидуальный комплект и его содержимое запрещено к несанкционированному копированию.

– обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

– программа мониторинга уровня подготовки учителей школ, начатая в 2015 году по инициативе Рособрнадзора. В рамках исследований оцениваются профессиональные компетенции учителей-предметников, которые определены на основе профессионального стандарта педагога и федерального государственного образовательного стандарта, а также собираются общие социологические данные об учителях.

– письменная работа, представляющая собой изложение своих мыслей на заданную тему. Служит допуском к ГИА-11 для выпускников школ, а также индивидуальным достижением, которое может быть представлено при приеме в вуз. Для лиц с ОВЗ, а также инвалидов и детей-инвалидов сочинение может быть заменено изложением.

— портал Рособрнадзора с актуальной информацией обо всех вузах России. Для каждого вуза и филиала на портале размещена основная общая информация о нем: наименование, форма собственности, ФИО руководителя, указаны наличие действующей лицензии, аккредитации, информация о запрете приема обучающихся, адрес официального сайта, контактные данные и другие сведения, важные для потребителей образовательных услуг.

– комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

— экзаменационные материалы с заданиями стандартизированной формы, которые выдаются участникам ГИА на экзамене. КИМ разрабатываются в соответствии с требованиями ФГОС специалистами ФИПИ.

– комиссии, создаваемые в каждом субъекте РФ для рассмотрения поданных участниками ГИА апелляций о нарушении процедуры проведения ГИА или несогласии с выставленными баллами.

— деятельность по проверке организации, осуществляющей образовательную деятельность, на предмет соответствия лицензионным требованиям.

— деятельность лицензирующего органа по предоставлению, переоформлению лицензий, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

– специальное разрешение установленной формы, выданное уполномоченным лицензирующим органом, дающее право организации осуществлять образовательную деятельность. В случае аннулирования лицензии, организация обязана прекратить образовательную деятельность.

– исследования качества образования, проводимые организациями ОЭСР и Международной ассоциацией по оценке образовательных достижений (IEA). Рособрнадзор участвует в проведении следующих исследований:

— общероссийская программа по оценке качества среднего образования, начатая в 2014 году по инициативе Рособрнадзора. Исследования проводятся на выборке школ из различных субъектов РФ по отдельным учебным предметам на конкретных уровнях общего образования и включают в себя проведение диагностической работы и анкетирование.

– официальное подтверждение значимости (уровня) полученных в иностранном государстве образования и (или) квалификации в целях обеспечения доступа их обладателя к образованию и (или) профессиональной деятельности в Российской Федерации, предоставления их обладателю академических, профессиональных и (или) иных предусмотренных международными договорами о взаимном признании и (или) законодательством Российской Федерации прав (часть 2 статьи 107 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

— некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности.

— комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

— физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Для участников ГИА с ОВЗ экзамены организуются с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

– аккредитованные и прошедшие соответствующее обучение лица, привлекаемые для усиления контроля за ходом проведения ГИА. Наблюдатели могут присутствовать в ППЭ во время проведения ЕГЭ, а также в региональных центрах обработки информации, при проверке экзаменационных работ и при рассмотрении апелляций.

– общественные наблюдатели, осуществляющие контроль за ходом проведения ЕГЭ в ППЭ в режиме просмотра онлайн-видеотрансляции. Онлайн-наблюдатели фиксируют выявленные нарушения, о которых оперативно сообщают в Рособрнадзор для принятия соответствующих мер.

– форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. Проводится для выпускников 9-х классов с использованием контрольных измерительных материалов стандартизированной формы.

– предварительный балл ЕГЭ, который получается путем прямого суммирования числа правильных ответов, каждый из которых имеет определенный коэффициент. Каждое выполненное задание ЕГЭ оценивается количеством баллов от 1 до 6. Максимальное количество первичных баллов за все задания КИМ по разным предметам колеблется от 37 до 80. Первичные баллы ЕГЭ преобразуются в тестовые с помощью методики шкалирования.

– документ, который выдается органом по контролю и надзору в сфере образования органу или организации при выявлении нарушения ими требований законодательства об образовании с установленным сроком исполнения. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать шесть месяцев.

– комиссия, создаваемая в каждом субъекте РФ по каждому общеобразовательному предмету, по которому проводится ЕГЭ, для проверки заданий с развернутым ответом в экзаменационных работах участников.

– здание или часть здания, которое используется для проведения ГИА и оборудовано с учетом требований информационной безопасности.

— структура, осуществляющая организационно-технологическое и информационное сопровождение ГИА в субъекте РФ. РЦОИ обеспечивают, в частности, формирование и ведение региональных баз данных об участниках ГИА и итогового сочинения (изложения), обработку выполненных экзаменационных заданий, передачу результатов в ФИС ГИА и приема.

– подведомственная организация Рособрнадзора, осуществляющая организационно-техническое и информационно-аналитическое сопровождение процедур государственной аккредитации образовательных программ вузов.

– специалисты, осуществляющие контроль за проведением ЕГЭ в регионах. Могут посещать ППЭ, РЦОИ, места проверки экзаменационных работ и рассмотрения апелляций участников ГИА. Федеральные инспекторы контролируют соблюдение необходимых требований к организации ЕГЭ, входят в состав государственной экзаменационной комиссии региона.

— совокупность требований, обязательных при реализации образовательных программ определенного уровня, и (или) к профессии, специальности и направления подготовки. ФГОС устанавливают требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения основных образовательных программ. ФГОС высшего образования обязательны к применению всеми вузами РФ, имеющими государственную аккредитацию.

– подведомственная организация Рособрнадзора, основной задачей которой является информационно-аналитическое и методическое сопровождение исследований качества образования всех уровней.

— подведомственная организация Рособрнадзора, занимающаяся разработкой и апробацией контрольных измерительных материалов для государственной итоговой аттестации выпускников школ, научными исследованиями, связанными с измерениями в области образования и оценкой качества образования, профессиональной подготовкой научных и педагогических кадров в области педагогических измерений и оценки качества образования.

– комиссия, создаваемая Рособрнадзором по каждому общеобразовательному предмету, по которому проводится ЕГЭ для проверки заданий с развернутым ответом в экзаменационных работах участников, сдававших ЕГЭ за пределами территории России.

– подведомственная организация Рособрнадзора, занимающаяся организационно-технологическим обеспечением проведения государственной итоговой аттестации выпускников, обработкой ее результатов на федеральном уровне, формированием и ведением ФИС ГИА и приема.

— Федеральная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приёма граждан в образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования. Образовательные организации высшего и среднего профессионального образования обязаны вносить в систему сведения о правилах приёма, специальностях и направлениях подготовки, количестве мест для обучения, а также информацию о ходе и результатах приемной кампании в режиме, близком к режиму реального времени.

— Федеральный реестр сведений документов об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении. Создан с целью ликвидации оборота поддельных документов об образовании государственного образца и обеспечения ведомств и работодателей достоверной информацией о квалификации претендентов на трудоустройство.

– граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, имеющие специальные знания, опыт в сфере образования и аттестованные в установленном правительством РФ порядке.

– граждане, имеющие необходимую квалификацию в области заявленных для государственной аккредитации основных образовательных программ, сдавшие квалификационный экзамен и аккредитованные в соответствии с установленным порядком. Экспертная группа определяет соответствие содержания и качества подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам для получения программами вузов государственной аккредитации. Эксперты не являются сотрудниками Рособрнадзора и не могут находиться в гражданско-правовых и трудовых отношениях с образовательной организацией, в аккредитационной экспертизе программ которой они участвуют.

— Международное исследование качества граждановедческого образования. Участники — учащиеся 8-х классов. (IEA)

— оценка подготовленности учащихся к учебе, работе и жизни в век информации, изучение уровня подготовки в области компьютерной и информационной грамотности. Участники — учащиеся 8-х классов. (IEA)

— Программа международной оценки компетенций взрослых (Programme for the International Assessment of Adult Competencies). (ОЭСР)

– международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста» (Progress in International Reading Literacy Study) для учащихся 4 классов. (IEA)

— международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment). Проверяется математическая и естественнонаучная грамотность, грамотность чтения, решение проблем. Участвуют учащиеся 15-летнего возраста. (ОЭСР)

— Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey) (ОЭСР)

– международное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования (Trends in Mathematics and Science Study) для учащихся 4, 8 и 11 классов. (IEA)