ЕГЭ и ОГЭ
Согласно проекту нового расписания сроки проведения основного периода ЕГЭ следующие:
8 июня (понедельник) – география, литература, информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);
11 июня (четверг) – русский язык;
15 июня (понедельник) – математика базового и профильного уровня;
18 июня (четверг) – история, физика;
22 июня (понедельник) – обществознание, химия;
25 июня (четверг) – иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский, китайский) (за исключением раздела «Говорение»), биология;
26 июня (пятница) – иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский, китайский) (раздел «Говорение»);
29 июня (понедельник) – иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский, китайский) (раздел «Говорение»);
резервные сроки:
1 июля (среда) – русский язык;
2 июля (четверг) – иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский, китайский) (за исключением раздела «Говорение»), биология;
3 июля (пятница) – география, литература, информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский, китайский) (раздел «Говорение»);
6 июля (понедельник) – математика базового и профильного уровня;
7 июля (вторник) – история, физика;
8 июля (среда) – обществознание, химия;
10 июля (пятница) – по всем учебным предметам;
11 июля (суббота) – по всем учебным предметам.
В соответствии с ним основной период ОГЭ и ГВЭ в 2020 году пройдет с 8 июня по 31 июля. Региональные органы управления образованием, а также учредители заграншкол могут сами определить основные и резервные сроки проведения экзаменов по русскому языку и математике в рамках этого периода.
ОГЭ по предметам по выбору в 2020 году проводиться не будет.
Участники экзаменов, не прошедшие ОГЭ и ГВЭ или получившие неудовлетворительные результаты по одному или обоим обязательным учебным предметам в резервные сроки, смогут пересдать их в дополнительный период в сентябре:
4 сентября в — экзамен по русскому языку,
7 сентября – экзамен по математике.
Резервные дни для проведения экзаменов в дополнительный период:
14 сентября – русский язык,
15 сентября – математика,
18 сентября – русский язык и математика.
На сайте ФИПИ (fipi.edu.ru) размещены демонстрационные варианты КИМ ОГЭ по всем учебным предметам; Открытый банк заданий ОГЭ, а также варианты КИМ ОГЭ досрочного периода 2020 года. В дополнение к указанным материалам в апреле 2020 года опубликованы Методические рекомендации для обучающихся по организации индивидуальной подготовки к ОГЭ по обязательным учебным предметам (русскому языку и математике) и рекомендации по другим учебным предметам ОГЭ.
Кроме того, подготовка к ЕГЭ может осуществляться обучающимися самостоятельно с использованием различных ресурсов и обучающих материалов.
Письмом Рособрнадзора от 06.04.2020 № 01-123/10-01 региональным органам управления образованием рекомендовано разместить в официальных социальных сетях видеоконсультации ведущих преподавателей и методистов по подготовке обучающихся к ЕГЭ по отдельным учебным предметам.
На сайте ФИПИ (fipi.edu.ru) и официальном информационном портале ЕГЭ (ege.edu.ru) размещены: демонстрационные варианты КИМ ЕГЭ по всем учебным предметам; Открытый банк заданий ЕГЭ, видеоконсультации 2019 года (и прошлых лет) для участников ЕГЭ от разработчиков экзаменационных материалов; видеоматериалы с советами выпускникам по психологической поддержке при подготовке к ЕГЭ. Также размещены открытые варианты КИМ ЕГЭ досрочного периода 2020 года по всем учебным предметам.
В апреле 2020 года на сайте ФИПИ опубликованы Методические рекомендации для обучающихся по организации индивидуальной подготовки к ЕГЭ по всем учебным предметам.
Таким образом, участник ГИА вправе выбрать только один уровень ЕГЭ по математике. В случае получения обучающимся удовлетворительного результата ЕГЭ по математике (базового или профильного уровня), он лишается права повторно участвовать в ЕГЭ по данному предмету в 11 классе в целях увеличения полученных баллов, т.к. уже имеет результат по учебному предмету «Математика».
Пунктом 13 Порядка определено, что участие в ЕГЭ при наличии действующих результатов ЕГЭ прошлых лет предусмотрено для категории выпускников прошлых лет. Таким образом, Ваша дочь сможет участвовать в ЕГЭ по математике профильного уровня после получения аттестата о среднем общем образовании.
Иные помещения ППЭ оборудуются средствами видеонаблюдения по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования. В соответствии с п. 22 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513 (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018, регистрационный № 52953) (далее – Порядок), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования обеспечивают проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее – ГИА-9), в том числе принимают решение об оборудовании пунктов проведения экзаменов стационарными и (или) переносными металлоискателями, средствами видеонаблюдения, средствами подавления сигналов подвижной связи.
Основным нововведением при проведении ГИА-9 является введение новой процедуры допуска к ГИА-9. В соответствии с п. 11 Порядка к ГИА-9 допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку.
Введение системы видеонаблюдения при проведении государственной итоговой аттестации (далее – ГИА), в том числе оснащение ППЭ стационарными или переносными металлоискателями, необходимо для достижения максимальной открытости, объективности и прозрачности проведения ГИА, предупреждения и оперативного выявления нарушений на всех этапах проведения экзаменов.
Таким образом, участник ГИА вправе выбрать только один уровень ЕГЭ по математике.
В соответствии с п. 8 Порядка ГИА проводится по русскому языку и математике (обязательные учебные предметы), а также по следующим учебным предметам: литература, физика, химия, биология, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский и китайский), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) (учебные предметы по выбору), которые обучающиеся, экстерны сдают на добровольной основе по своему выбору для предоставления результатов ЕГЭ при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета.
Таким образом, в ГИА в 2019 году обязательными учебными предметами являются русский язык и математика.
ЕГЭ, результаты которого признаются в качестве результатов государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА) общеобразовательными организациями и профессиональными образовательными организациями (далее – ЕГЭ по математике базового уровня);
ЕГЭ, результаты которого признаются в качестве результатов ГИА общеобразовательными организациями и профессиональными образовательными организациями, а также в качестве результатов вступительных испытаний по математике при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата и программам специалитета — в образовательные организации высшего образования (далее – ЕГЭ по математике профильного уровня).
Пунктом 11 Порядка определено, что выбранные участниками ГИА учебные предметы, уровень ЕГЭ по математике (базовый или профильный) указываются ими в заявлениях. Таким образом, участник ГИА вправе выбрать только один уровень ЕГЭ по математике.
Обучающиеся СПО, а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных ОО (далее вместе — участники ЕГЭ), участвуют в ЕГЭ по следующим учебным предметам: русский язык, математика профильного уровня, литература, физика, химия, биология, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский и китайский), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — по своему выбору для предоставления результатов ЕГЭ при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета.
Пунктами 14 и 16 Порядка определено, что заявления на участие в ЕГЭ подается до 1 февраля 2019 года включительно с указанием выбранных учебных предметов и сроков участия в ЕГЭ в места регистрации на сдачу ЕГЭ, определенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
Обучающиеся СПО при подаче заявления предъявляют справку из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой они проходят обучение, подтверждающую освоение образовательных программ среднего общего образования или завершение освоения образовательных программ среднего общего образования в текущем учебном году.
После 1 февраля заявления об участии в ЕГЭ участников ЕГЭ принимаются по решению государственной экзаменационной комиссии только при наличии у заявителей уважительных причин (болезни или иных обстоятельств), подтвержденных документально, не позднее чем за две недели до начала соответствующего экзамена.
В соответствии с п. 44 Порядка экзамены проводятся в досрочный, основной и дополнительный периоды. В каждом из периодов проведения экзаменов предусматриваются резервные сроки.
Пунктами 46 и 47 Порядка определено, что для обучающихся, экстернов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющих среднего общего образования, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, экзамены по их желанию могут проводиться в досрочный период, но не ранее 1 марта, в формах, устанавливаемых Порядком.
Для выпускников прошлых лет ЕГЭ проводится в досрочный период, но не ранее 1 марта, и (или) в резервные сроки основного периода проведения ЕГЭ.
Участие в ЕГЭ выпускников прошлых лет в иные сроки проведения ЕГЭ допускается только при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств), подтвержденных документально, и соответствующего решения государственной экзаменационной комиссии.
С минимальным количеством баллов ЕГЭ по остальным предметам можно ознакомиться в Приказе Рособрнадзора.
Основанием для организации экзамена на дому, в медицинской организации являются заключение медицинской организации и рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК).
Для участников экзаменов с ограниченными возможностями здоровья (при предъявлении копии рекомендации ПМПК), для участников экзаменов — детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (далее – справка, подтверждающая инвалидность) ОИВ, учредители и загранучреждения обеспечивают создание следующих условий проведения экзамена:
проведение государственного выпускного экзамена по всем учебным предметам в устной форме по желанию;
увеличение продолжительности итогового сочинения (изложения), экзамена по учебному предмету на 1,5 часа (ЕГЭ по иностранным языкам (раздел «Говорение» — на 30 минут);
организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена; беспрепятственный доступ участников экзамена в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).
Для участников экзаменов с ограниченными возможностями здоровья, для обучающихся на дому, для обучающихся в медицинских организациях (при предъявлении копии рекомендаций ПМПК), для участников экзаменов — детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность, и копии рекомендаций ПМПК) ОИВ, учредители и загранучреждения обеспечивают создание следующих специальных условий, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития:
присутствие ассистентов, оказывающих указанным лицам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание, перенести ответы в экзаменационные бланки;
использование на экзамене необходимых для выполнения заданий технических средств;
оборудование аудитории для проведения экзамена звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования (для слабослышащих участников экзамена);
привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика (для глухих и слабослышащих участников экзамена);
оформление экзаменационных материалов рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера; выполнение письменной экзаменационной работы рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере; обеспечение достаточным количеством специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютером (для слепых участников экзамена);
копирование экзаменационных материалов в увеличенном размере в день проведения экзамена в аудитории в присутствии членов государственной экзаменационной комиссии; обеспечение аудиторий для проведения экзаменов увеличительными устройствами; индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (для слабовидящих участников экзамена);
выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере по желанию.
Иных ограничений при назначении ассистентов для лиц с ОВЗ Порядком не предусмотрено.
Обучающийся, пропустивший ЕГЭ по причине болезни, представляет подтверждающие документы в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, (другие участники ЕГЭ — в места регистрации на сдачу ЕГЭ).
Участники ЕГЭ приглашаются в аудитории для получения задания устной части контрольно-измерительных материалов (далее – КИМ) и последующей записи устных ответов на задания КИМ. В аудитории участник ЕГЭ подходит к средству цифровой аудиозаписи и по команде организатора громко и разборчиво дает устный ответ на задания КИМ. Организатор дает участнику экзамена прослушать запись его ответа и убедиться, что она произведена без технических сбоев.
Максимальный балл, который можно получить на ЕГЭ по иностранному языку (за обе части – и письменную и устную) – 100 баллов. Если участник ЕГЭ выбирает только письменную часть, то за нее он может получить максимально 80 баллов. Устная часть, соответственно, может быть оценена в 20 баллов максимально. Участник ЕГЭ может выбрать для сдачи как письменную часть, так и одновременно обе части — письменную и устную. Выбор участником ЕГЭ только устной части ЕГЭ по иностранным языкам не допускается, так как полученные результаты будут заведомо ниже минимального количества баллов, установленного Рособрнадзором.
Процедура ознакомления участников экзаменов с экзаменационными работами, а также с результатами проверки экзаменационных работ Порядком не регламентирована.
В то же время Рособрнадзором реализован официальный информационный портал, расположенный в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», «Результаты ЕГЭ» (http://check.ege.edu.ru/). Участники экзаменов для входа на портал «Результаты ЕГЭ» вводят в соответствующие поля фамилию, имя и отчество, а также код регистрации на экзамены или номер паспорта, а также выбирают регион, в котором сдавали экзамены. При корректном заполнении всех полей участник получает доступ к результатам ЕГЭ по соответствующим учебным предметам, а также к просмотру и скачиванию следующих материалов:
бланка ответов № 1, предназначенного для внесения ответов на задания с кратким ответом;
бланков ответов № 2, а также дополнительных бланков ответов № 2, предназначенных для внесения ответов на задания с развернутым ответом;
результатов выполнения заданий с кратким ответом (ответ данный участником экзамена на каждое из выполненных заданий; первичный балл, полученный за каждое выполненное задание; максимальный первичный балл, который можно получить за каждое задание);
результаты выполнения заданий с развёрнутым ответом (первичный балл, полученный за каждое выполненное задание; максимальный первичный балл, который можно получить за каждое задание).
Подавляющее большинство субъектов Российской Федерации используют указанный портал для публикации образов бланков итогового сочинения (изложения), результатов ЕГЭ, экзаменационных работ, а также результатов проверки экзаменационных работ. Некоторые субъекты Российской Федерации используют региональные информационные порталы для ознакомления участников ЕГЭ.
Таким образом, для прохождения ЕГЭ по учебному предмету «Русский язык» по окончании 10 класса Вашей дочери необходимо:
• до 1 февраля 2019 года подать заявление об участии в ЕГЭ по указанному учебному предмету в образовательную организацию, в которой Ваша дочь осваивает образовательные программы среднего общего образования;
• завершить обучение в 10 классе, получив годовые отметки не ниже удовлетворительных по всем учебным предметам учебного плана;
• завершить освоение программы за курс средней школы (10-11 класс) по учебному предмету «Русский язык» по индивидуальному учебному плану до конца учебного года
При соблюдении перечисленных условий педагогический совет образовательной организации, в которой обучающийся осваивает образовательные программы среднего общего образования, принимает решение о допуске его к государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) форме ЕГЭ по учебному предмету «Русский язык» по окончании 10 класса.
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с п. 19 Порядка итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к ГИА проводится для обучающихся XI (XII) классов. Таким образом, участие в итоговом сочинении при прохождении ГИА по отдельным учебным предметам по окончании 10 класса не предусмотрено.
Она будет допущена к государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) при условии получения отметок не ниже удовлетворительных на промежуточной аттестации и получения «зачета» за итоговое сочинение (изложение). В качестве результатов промежуточной аттестации ей могут быть зачтены результаты освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях (пункт 7 части 1 статьи 34 Федерального закона «Об образовании»).
Заявление с указанием перечня учебных предметов, по которым Ваша дочь планирует сдавать ЕГЭ, должно быть подано до 1 февраля 2019 года (включительно) в выбранную образовательную организацию.
Для получения аттестата о среднем общем образовании необходимо сдать два обязательных учебных предмета – русский язык и математику (базовый или профильный уровень). Остальные учебные предметы Ваша дочь будет сдавать на добровольной основе по своему желанию.
Для участия в итоговом сочинении ей необходимо подать заявление не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в которую она зачислится для прохождения ГИА. Итоговое сочинение проводится в первую среду декабря, первую среду февраля и первую рабочую среду мая.
Обучающиеся, не прошедшие ГИА в сентябрьские сроки, на основании п. 20 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (зарегистрирован Минюстом России 01.10.2013, регистрационный № 30067), по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение.
По завершении повторного обучения обучающиеся проходят ГИА по соответствующим учебным предметам (по учебным предметам, при сдаче которых обучающимися были получены неудовлетворительные результаты) согласно п. 76 Порядка.
ГИА включает в себя четыре экзамена по следующим учебным предметам: экзамены по русскому языку и математике (далее – обязательные учебные предметы), а также экзамены по выбору обучающегося по двум учебным предметам из числа учебных предметов: литература, физика, химия, биология, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, немецкий, французский и испанский), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Для участников ГИА с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов ГИА по их желанию проводится только по обязательным учебным предметам.
Для указанных лиц ГИА по отдельным учебным предметам по их желанию проводится в форме основного государственного экзамена (ОГЭ). При этом допускается сочетание форм проведения ГИА (ОГЭ и ГВЭ).
Для участников ГИА с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов ГИА, освоивших образовательные программы основного общего образования, ГИА проводится в форме письменных и устных экзаменов.
В связи с тем, что Ваш ребенок относится к категории «обучающиеся дети-инвалиды», то при подаче заявления Вам необходимо представить оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (далее – справка, подтверждающая инвалидность). Заявление вместе со справкой, подтверждающей инвалидность, должно быть подано в образовательную организацию до 1 марта включительно. На основании указанных документов, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, организует проведение ГИА.
Ознакомление участников ГИА с утвержденными председателем ГЭК результатами ГИА по учебному предмету осуществляется в течение одного рабочего дня со дня их передачи в образовательные организации, а также органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, учредителям и загранучреждениям. Указанный день считается официальным днем объявления результатов ГИА.
Таким образом, обучающиеся сдают два обязательных учебных предмета (русский язык и математику) и два учебных предмета по выбору. Общее количество учебных предметов, сдаваемых в рамках прохождения ГИА, не должно превышать четырех.
Согласно п. 58 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 № 189/1513 (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018, регистрационный № 52953) (далее – Порядок), при проведении ОГЭ по иностранным языкам в экзамен включается раздел «Говорение», устные ответы на задания которого записываются на аудионосители.
Устная часть контрольных измерительных материалов по иностранным языкам включает в себя три задания. Общее время ответа одного участника экзамена (включая время на подготовку) – 15 минут. Согласно п. 44 Порядка для участников с ОВЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования (далее – ОИВ), организуют проведение экзаменов в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.
Обучающиеся с ОВЗ при подаче заявления предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). В заявлении на участие в экзаменах такие обучающиеся указывают специальные условия, учитывающие состояние их здоровья, особенности психофизического развития, которые необходимо обеспечить им при прохождении ОГЭ. На основании рекомендаций ПМПК и в соответствии с заявлениями, в которых перечислены необходимые условия, ОИВ организует проведение экзаменов.
Однако с 2018/19 учебного года предусмотрено новое условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования – итоговое собеседование по русскому языку, которое предусматривает проверку владения навыками устной речи.
Таким образом, Вы можете выбрать как английский язык, так и немецкий язык или оба этих учебных предмета одновременно.
В первом случае такие обучающиеся отчисляются из общеобразовательной организации и вправе продолжить свое образование путем прохождения профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих (в соответствии со статьей 73 Закона об образовании и п. 6 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 292, к освоению основных программ профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих допускаются лица различного возраста, в том числе не имеющие основного общего образования).
Во втором случае обучающиеся проходят повторное обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность, или вне организации, осуществляющей образовательную деятельность, в формах, установленных статьей 17 Закона об образовании, в том числе по индивидуальному учебному плану.
По завершении повторного обучения обучающиеся проходят ГИА по соответствующим учебным предметам (по учебным предметам, при сдаче которых обучающимися были получены неудовлетворительные результаты) в соответствии с п. 76 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 № 189/1513 (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018, регистрационный № 52953).
В этом случае обучающийся подает заявление в государственную экзаменационную комиссию субъекта Российской Федерации (далее – ГЭК) с указанием измененного перечня учебных предметов, по которым он планирует пройти ЕГЭ, и причины изменения заявленного ранее перечня. Указанное заявление подается не позднее чем за две недели до начала соответствующего экзамена. Конкретное решение об уважительности или неуважительности причины изменения (дополнения) перечня учебных предметов отнесено к компетенции ГЭК, которая принимает его по каждому обучающемуся отдельно. Таким образом, рекомендуем Вам обратиться с соответствующим заявлением в ГЭК.
Участие в ЕГЭ по русскому языку и математике для выпускников прошлых лет не является обязательным.
Заявление на участие в ЕГЭ подается выпускником прошлых лет лично на основании документа, удостоверяющих личность, или их родителями (законными представителями) на основании документов, удостоверяющих личность или уполномоченными лицами на основании документов, удостоверяющих личность, и доверенности. Выпускники прошлых лет при подаче заявления предъявляют оригиналы документов об образовании или заверенные копии документов об образовании. Оригинал (копия) иностранного документа об образовании предъявляется с заверенным переводом с иностранного языка.
Для выпускников прошлых лет ЕГЭ проводится в досрочный период, но не ранее 1 марта, и (или) в резервные сроки основного периода проведения ЕГЭ
Дополнительно сообщаем, что процедура сдачи экзамена проводится на бесплатной основе.
ВУЗы
— Имеют ли право иностранные абитуриенты поступать в ВУЗЫ наравне с гражданами Российской Федерации?
— Может ли ВУЗ не начислить баллы за индивидуальные достижения?
Ответ:
Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147, регламентирует прием граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата и программам специалитета в образовательные организации высшего образования, на обучение по образовательным программам высшего образования — программам магистратуры в организации высшего образования и научные организации.
Подробную информацию о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации в Российской Федерации (в том числе официальные тексты международных договоров Российской Федерации в сфере признания и соответствующие нормативные правовые акты) можно получить на официальном сайте Национального информационного центра по информационному обеспечению процедуры признания на территории Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, в сети «Интернет» по адресу: www.nic.gov.ru; по телефону справочной службы ФГБУ «Главэкспертцентр»: +7 (495)-317-17-10 или по адресу: 119049, г. Москва, Ленинский проспект, 6 строение З.
В соответствии с пунктами 43-47 Порядка приема поступающие на обучение вправе представить сведения о своих индивидуальных достижениях, которые учитываются при приеме на обучение. Учет результатов индивидуальных достижений осуществляется посредством начисления баллов за индивидуальные достижения и (или) в качестве преимущества при равенстве критериев ранжирования списков поступающих.
Баллы, начисленные за индивидуальные достижения, включаются в сумму конкурсных баллов.
Поступающий представляет документы, подтверждающие получение результатов индивидуальных достижений.
При приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета организация высшего образования может начислять баллы за следующие индивидуальные достижения: наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием, или аттестата о среднем (полом) общем образовании для награжденных золотой медалью, или аттестата о среднем (полном) общем образовании для награжденных серебряной медалью.
При приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета поступающему может быть начислено за индивидуальные достижения не более 10 баллов суммарно.
Перечень индивидуальных достижений, учитываемых при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета при равенстве суммы конкурсных баллов, а также индивидуальных достижений, учитываемые при приеме на обучение по программам магистратуры, устанавливается организацией самостоятельно.
Перечень учитываемых индивидуальных достижений и порядок их учета устанавливаются организацией в соответствии с пунктами 43 — 46 Порядка приема и указываются в правилах приема, утвержденных организацией самостоятельно.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Законом об образовании, образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
Вопрос:
— Кто имеет право на прием без вступительных испытаний?
Ответ:
В соответствии с подпунктом 1 пункта 33 Порядка приема право на прием без вступительных испытаний имеют:
1) победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников (далее – победители и призеры всероссийской олимпиады), члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (далее – члены сборных команд Российской Федерации), по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю всероссийской олимпиады школьников или международной олимпиады, – в течение 4 лет, следующих за годом проведения соответствующей олимпиады.
Согласно пункту 37 Порядка приема победителям и призерам олимпиад школьников, проводимых в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (далее — олимпиады школьников), в течение 4 лет, следующих за годом проведения соответствующей олимпиады, предоставляются следующие особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады школьников:
1) прием без вступительных испытаний на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады школьников;
2) быть приравненными к лицам, набравшим максимальное количество баллов ЕГЭ по общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады школьников, или к лицам, успешно прошедшим дополнительные вступительные испытания профильной, творческой и (или) профессиональной направленности.
Особые права, указанные в подпунктах 1 и 2 указанного пункта, могут предоставляться одним и тем же поступающим. В случае предоставления особого права, указанного в подпункте 2 настоящего пункта, поступающим устанавливается наивысший результат (100 баллов) соответствующего вступительного испытания (испытаний).
Вопрос:
— Как информируются поступающие о количестве поданных заявлений на обучение?
Ответ:
В соответствии с пунктом 51 Порядка начиная со дня начала приема документов, необходимых для поступления, на официальном сайте и на информационном стенде размещается информация о количестве поданных заявлений о приеме и списки лиц, подавших документы, необходимые для поступления (далее – списки лиц, подавших документы), с выделением:
1) лиц, поступающих:
а) на места в рамках контрольных цифр:
на места в пределах особой квоты;
на места в пределах целевой квоты;
на основные места в рамках контрольных цифр;
б) на места по договорам об оказании платных образовательных услуг;
2) лиц, поступающих без вступительных испытаний.
В списках лиц, подавших документы, по каждому поступающему (за исключением лиц, поступающих без вступительных испытаний) указываются сведения о том, поступает ли он на обучение на основании результатов ЕГЭ и (или) по результатам вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно.
Информация о количестве поданных заявлений о приеме и списки лиц, подавших документы, обновляются ежедневно.
Вопрос:
— Какие сроки приема документов установлены для поступления на обучение в образовательные организации?
Ответ:
В соответствии с пунктом 18 Порядка при приеме на обучение в рамках контрольных цифр по очной и очно-заочной формам обучения устанавливаются следующие сроки приема:
1) по программам бакалавриата, программам специалитета:
срок начала приема документов, необходимых для поступления, — не позднее 20 июня;
срок завершения приема документов, необходимых для поступления, от лиц, поступающих на обучение по результатам дополнительных вступительных испытаний творческой и (или) профессиональной направленности, — не ранее 7 июля;
срок завершения приема документов, необходимых для поступления, от лиц, поступающих на обучение по результатам иных вступительных испытаний, проводимых организацией высшего образования самостоятельно, — не ранее 10 июля;
срок завершения проводимых организацией высшего образования самостоятельно вступительных испытаний, завершения приема документов, необходимых для поступления, от лиц, поступающих на обучение без прохождения указанных вступительных испытаний — 26 июля.
Вопрос:
Какие выделены квоты приема на обучение в образовательные организации?
Ответ:
В соответствии с пунктом 7 Порядка приема прием на обучение осуществляется в рамках контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов (далее соответственно — контрольные цифры, бюджетные ассигнования) и по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц (далее — договоры об оказании платных образовательных услуг).
В рамках контрольных цифр выделяются:
– квота приема на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета за счет бюджетных ассигнований детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и ветеранов боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 — 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» (далее — особая квота). Особая квота устанавливается организацией высшего образования в размере не менее чем 10% от объема контрольных цифр по каждой совокупности условий поступления на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета, указанных в пункте 11 Порядка;
– квота целевого приема на обучение (далее — целевая квота).
Вопрос:
— Какие права при приеме на обучение предоставляются лицам из числа инвалидов?
Ответ:
На основании пункта 21 Порядка приема отдельные категории поступающих на базе среднего общего образования могут сдавать общеобразовательные вступительные испытания по любым общеобразовательным предметам, проводимые организацией высшего образования самостоятельно, в том числе:
— дети-инвалиды, инвалиды.
Согласно пункту 12 Порядка в рамках контрольных цифр проводится отдельный конкурс по каждой совокупности условий поступления и каждому из следующих оснований приема на обучение: на места в пределах особой квоты; на места в пределах целевой квоты; на места в рамках контрольных цифр за вычетом особой квоты и целевой квоты.
Согласно подпункту 2 пункта 34 Порядка приема преимущественное право зачисления предоставляется лицам: дети-инвалиды, инвалиды I и II групп.
В соответствии с пунктами 92-100 Порядка приема организация обеспечивает проведение вступительных испытаний для поступающих из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов (далее вместе — поступающие с ограниченными возможностями здоровья) с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее — индивидуальные особенности).
В организации должны быть созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (в том числе наличие пандусов, подъемников, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов; при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже здания).
Вступительные испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья проводятся в отдельной аудитории.
Число поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории не должно превышать:
при сдаче вступительного испытания в письменной форме — 12 человек;
при сдаче вступительного испытания в устной форме — 6 человек.
Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания большего числа поступающих с ограниченными возможностями здоровья, а также проведение вступительных испытаний для поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с иными поступающими, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания.
Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания ассистента из числа работников организации или привлеченных лиц, оказывающего поступающим с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с преподавателями, проводящими вступительное испытание).
Продолжительность вступительного испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья увеличивается по решению организации, но не более чем на 1,5 часа.
Поступающим с ограниченными возможностями здоровья предоставляется в доступной для них форме информация о порядке проведения вступительных испытаний.
Поступающие с ограниченными возможностями здоровья могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться техническими средствами, необходимыми им в связи с их индивидуальными особенностями.
При проведении вступительных испытаний обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей поступающих с ограниченными возможностями здоровья:
1) для слепых:
задания для выполнения на вступительном испытании оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, либо зачитываются ассистентом;
письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых либо надиктовываются ассистенту;
поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;
2) для слабовидящих:
обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; возможно также использование собственных увеличивающих устройств;
задания для выполнения, а также инструкция по порядку проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;
3) для глухих и слабослышащих:
обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
предоставляются услуги сурдопереводчика;
4) для слепоглухих предоставляются услуги тифлосурдопереводчика (помимо требований, выполняемых соответственно для слепых и глухих);
5) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих вступительные испытания, проводимые в устной форме, проводятся в письменной форме (дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, вступительные испытания при приеме в магистратуру — по решению организации);
6) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей: письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
вступительные испытания, проводимые в письменной форме, проводятся в устной форме (дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, вступительные испытания при приеме в магистратуру — по решению организации).
Условия, указанные в пунктах 93 — 98 Порядка, предоставляются поступающим на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания соответствующих специальных условий.
Организация может проводить для поступающих с ограниченными возможностями здоровья вступительные испытания с использованием дистанционных технологий.
Вопрос:
Как проводится прием на обучение в пределах целевой квоты приема?
Ответ:
В соответствии с пунктом 125 Порядка приема организации вправе проводить целевой прием в пределах установленных им контрольных цифр.
Квота целевого приема на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры по каждой специальности и по каждому направлению подготовки ежегодно устанавливается учредителями организаций.
В рамках специальности или направления подготовки целевая квота устанавливается учредителем организации:
1) по организации в целом либо с детализацией по организации и ее филиалам;
2) с детализацией либо без детализации по формам обучения;
3) с детализацией либо без детализации по программам бакалавриата в пределах направления подготовки, по программам специалитета в пределах специальности, по программам магистратуры в пределах направления подготовки.
Согласно пункту 127 Порядка целевой прием проводится в пределах установленной квоты на основе договора о целевом приеме, заключаемого организацией с заключившими договор о целевом обучении с гражданином федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования (далее – заказчики целевого приема).
Учредитель организации может детализировать целевую квоту с выделением отдельных квот для заказчиков. Отдельная квота может выделяться для одного или нескольких заказчиков. В рамках каждой отдельной квоты проводится отдельный конкурс. В случае если учредитель организации установил целевую квоту без указанной детализации, организация вправе осуществить такую детализацию самостоятельно.
Согласно пункту 128 Порядка в списке поступающих на места в пределах целевой квоты указываются сведения о заключивших договор о целевом обучении с поступающим органе или организации.
Вопрос:
— Каков порядок подачи документов для поступления в образовательную организацию?
Ответ:
В соответствии с пунктом 14 Порядка приема для поступления на обучение поступающие подают заявление о приеме с приложением необходимых документов (далее вместе — документы, необходимые для поступления; документы, подаваемые для поступления; поданные документы).
Согласно пункту 15 Порядка приема лицо, которому поступающим предоставлены соответствующие полномочия (далее — доверенное лицо), может осуществлять действия, в отношении которых Порядком установлено, что они выполняются поступающим, и которые не требуют личного присутствия поступающего (в том числе представлять в организацию документы, необходимые для поступления, отзывать поданные документы). Доверенное лицо осуществляет указанные действия при предъявлении выданной поступающим и оформленной в установленном порядке доверенности на осуществление соответствующих действий.
На основании пункта 61 Порядка приема документы, необходимые для поступления, представляются (направляются) в организацию одним из следующих способов:
1) представляются в организацию лично поступающим (доверенным лицом), в том числе:
— по месту нахождения филиала;
— уполномоченному должностному лицу организации, проводящему прием документов в здании иной организации или в передвижном пункте приема документов;
2) направляются в организацию через операторов почтовой связи общего пользования;
3) направляются в организацию в электронной форме (если такая возможность предусмотрена правилами приема, утвержденными организацией самостоятельно).
В соответствии с пунктом 62 Порядка приема в случае если документы, необходимые для поступления, представляются в организацию поступающим (доверенным лицом), поступающему (доверенному лицу) выдается расписка в приеме документов.
Согласно пункту 63 Порядка приема в случае направления документов, необходимых для поступления, через операторов почтовой связи общего пользования или в электронной форме указанные документы принимаются, если они поступили в организацию не позднее срока завершения приема документов, установленного правилами приема, утвержденными организацией самостоятельно.
Вопрос:
— Можно ли подать копии документов при подаче документов на обучение?
Ответ:
Пункт 68 части 6 Порядка приема определяет, что при подаче заявления о приеме поступающий представляет документ установленного образца, отвечающий требованиям, указанным в пункте 5 части 1 Порядка приема (поступающий может представить как документ о среднем общем образовании, так и документ о среднем профессиональном (начальном профессиональном) или высшем образовании).
В соответствии с пунктом 69 Порядка приема поступающие могут представлять оригиналы или копии документов, подаваемых для поступления. Заверения копий указанных документов не требуется.
Согласно пункту 116 части 10 Порядка приема для зачисления поступающий подает заявление о согласии на зачисление, к которому при поступлении на места в рамках контрольных цифр (на основании особого права; в пределах особой квоты; в пределах целевой квоты) прилагается оригинал документа установленного образца, при поступлении на места по договорам об оказании платных образовательных услуг — оригинал документа установленного образца либо его копия, заверенная в установленном порядке, либо его копия с предъявлением оригинала для заверения копии приемной комиссией. Приложение оригинала документа установленного образца не требуется, если он был представлен в организацию ранее (при подаче заявления о приеме или предшествующего заявления о согласии на зачисление).
Вопрос:
— Как формируются списки поступающих на обучение в образовательные организации?
Ответ:
В соответствии с пунктом 110 Порядка приема список поступающих по каждому отдельному конкурсу включает в себя:
– список поступающих без вступительных испытаний;
– список поступающих по результатам ЕГЭ и (или) вступительных испытаний (далее — результаты вступительных испытаний), набравших не менее минимального количества баллов.
Зачисление по результатам вступительных испытаний проводится на места, оставшиеся после зачисления без вступительных испытаний в рамках соответствующего списка поступающих.
В соответствии с пунктом 117 Порядка зачислению подлежат поступающие, подавшие заявление о согласии на зачисление. Зачисление проводится в соответствии с ранжированным списком до заполнения установленного количества мест.
Вопрос:
— В какие сроки проводится зачисление на обучение?
Ответ:
В соответствии с пунктом 118 Порядка при приеме на места в рамках контрольных цифр по программам бакалавриата и программам специалитета по очной и очно-заочной формам обучения процедуры зачисления проводятся в следующие сроки:
1) размещение списков поступающих на официальном сайте и на информационном стенде – не позднее 27 июля;
2) этап приоритетного зачисления – зачисление без вступительных испытаний, зачисление на места в пределах особой квоты и целевой квоты (далее – места в пределах квот):
– 28 июля завершается прием заявлений о согласии на зачисление от лиц, поступающих без вступительных испытаний, поступающих на места в пределах квот, если указанные лица одновременно подали заявления о приеме в две или более организаций высшего образования в соответствии с пунктом 69 Порядка;
– 29 июля издается приказ (приказы) о зачислении лиц, подавших заявление о согласии на зачисление, из числа поступающих без вступительных испытаний, поступающих на места в пределах квот;
3) зачисление по результатам вступительных испытаний на основные места в рамках контрольных цифр, оставшиеся после зачисления без вступительных испытаний (далее – основные конкурсные места):
а) первый этап зачисления на основные конкурсные места – зачисление на 80% указанных мест (если 80% составляет дробную величину, осуществляется округление в большую сторону):
1 августа: завершается прием заявлений о согласии на зачисление от лиц, включенных в списки поступающих на основные конкурсные места и желающих быть зачисленными на первом этапе зачисления на основные конкурсные места;
– в рамках каждого списка поступающих выделяются лица, подавшие заявление о согласии на зачисление, до заполнения 80% основных конкурсных мест (с учетом округления);
3 августа издается приказ (приказы) о зачислении лиц, подавших заявление о согласии на зачисление, до заполнения 80% основных конкурсных мест;
б) второй этап зачисления на основные конкурсные места – зачисление на 100% указанных мест:
6 августа:завершается прием заявлений о согласии на зачисление от лиц, включенных в списки поступающих на основные конкурсные места;
– в рамках каждого списка поступающих выделяются лица, подавшие заявление о согласии на зачисление, до заполнения 100% основных конкурсных мест;
8 августа издается приказ (приказы) о зачислении лиц, подавших заявление о согласии на зачисление, до заполнения 100% основных конкурсных мест.
Согласно пункту 119 Порядка лица, зачисленные в пределах особой квоты, исключаются из списков поступающих на основные конкурсные места по тем же условиям поступления.
Зачисление по результатам вступительных испытаний проводится на места, оставшиеся после зачисления без вступительных испытаний в рамках соответствующего списка поступающих.
Вопрос:
— Можно ли поступить в образовательную организацию с документом о среднем профессиональном образовании?
Ответ:
В соответствии с пунктом 5 Порядка приема при поступлении на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета к освоению образовательных программ допускаются лица, имеющие образование соответствующего уровня, подтвержденное документом о среднем общем образовании или документом о среднем профессиональном образовании, или документом о высшем образовании и о квалификации.
B соответствии с пунктом 10 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета проводится: — по результатам единого государственного экзамена (далее — ЕГЭ), признаваемым в качестве результатов вступительных испытаний;
— на базе среднего профессионального или высшего образования (далее — профессиональное образование) — по результатам вступительных испытаний, форма и перечень которых определяются организацией высшего образования.
В соответствии с пунктом 28 Порядка поступающие на базе профессионального образования могут:
— сдавать все общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией высшего образования самостоятельно либо сдавать одно или несколько указанных вступительных испытаний наряду с использованием результатов ЕГЭ в качестве результатов других общеобразовательных вступительных испытаний, либо использовать результаты ЕГЭ в качестве результатов всех общеобразовательных вступительных испытаний;
— сдавать общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией высшего образования самостоятельно, вне зависимости от того, участвовали ли они в сдаче ЕГЭ.
Для того, чтобы подтвердить устранение выявленного несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам, образовательная организация направляет в орган по контролю и надзору в сфере образования уведомление об устранении такого несоответствия с приложением подтверждающих документов.
Действие государственной аккредитации возобновляется по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта, устанавливающего факт устранения выявленного несоответствия.
В соответствии с действующим законодательством в целях обеспечения прав и законных интересов обучающихся законодательством об образовании предусмотрена обязанность учредителя образовательной организации, в случае лишения государственной аккредитации, обеспечить перевод обучающихся в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам соответствующих уровня и направленности, т.е. перевод осуществляется в принимающую организацию с сохранением всех условий обучения (на ту же профессию, специальность, направление подготовки, форму обучения, курс обучения, основы обучения (бюджет, коммерция), стоимость обучения).
Для реализации своего права на такой перевод обучающимся необходимо обратиться к руководству ВУЗа с соответствующим заявлением.
Кроме того, лица, обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию.
Однако следует иметь ввиду, что в соответствии с пунктом 24 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1039, организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе подать заявление не ранее чем через 1 год после отказа ей в государственной аккредитации или лишения ее государственной аккредитации.
При досрочном прекращении образовательных отношений организация, осуществляющая образовательную деятельность, в трехдневный срок после издания распорядительного акта об отчислении обучающегося выдает лицу, отчисленному из этой организации, справку об обучении в соответствии со ст.60 Федерального закона.
реестр лицензий на ведение образовательной деятельности;
реестр аккредитованных организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
в случае утраты или порчи диплома и (или) приложения к нему либо утраты или порчи дубликата;
в случае обнаружения в дипломе и (или) приложении к нему либо в дубликате ошибок после получения указанного документа;
в случае изменения фамилии и (или) имени, и (или) отчества обладателя диплома.
В соответствии с пунктом 36 Порядка в случае реорганизации организации дубликат выдается ее правопреемником.
В соответствии с пунктом 37 Порядка в случае ликвидации организации дубликат выдается учредителем организации, а в случае его отсутствия — государственным органом или органом местного самоуправления, в ведении которого находится (структурным подразделением которого является) государственный или муниципальный архив, в который переданы хранение личные дела выпускников организации.
Сообщаем, что на основании пункта 10 статьи 23 Федерального закона от 22.09.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.
За получением сведений можно обратиться в Федеральное архивное агентство (Росархив).
В случае отсутствия сведений в Росархиве, для получения информации о месте хранения личных дел можно обратиться к учредителям образовательной организации, информация о которых размещена на официальном сайте Федеральной налоговой службы России (https://egrul.nalog.ru/) — в Едином государственном реестре юридических лиц.
Прием на обучение за счет бюджетных ассигнований проводится на конкурсной основе, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).
В рамках контрольных цифр выделяется особая квота. Особая квота устанавливается организацией высшего образования в размере не менее чем 10% от общего объема контрольных цифр, выделенных указанной организации на очередной год, по каждой специальности и (или) направлению подготовки.
Право на прием на обучение в пределах особой квоты имеют дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях.
Также в соответствии с пунктом 35 части 3 Порядка приема указанным лицам предоставляется преимущественное право зачисления.
— победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю всероссийской олимпиады школьников или международной олимпиады, в течение четырех лет, следующих за годом проведения соответствующей олимпиады. Соответствие профиля указанных олимпиад специальностям и (или) направлениям подготовки определяется образовательной организацией;
— победители и призеры IV этапа всеукраинских ученических олимпиад, члены сборных команд Украины, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю всеукраинской ученической олимпиады или международной олимпиады, — в течение 4 лет, следующих за годом проведения соответствующей олимпиады, если указанные победители, призеры и члены сборных команд относятся к числу лиц, указанных в части 3.1 статьи 5 Федерального закона от 05.05.2014 № 84-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
— чемпионы и призеры Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионы мира, чемпионы Европы, лица, занявшие первое место на первенстве мира, первенстве Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, по специальностям и (или) направлениям подготовки в области физической культуры и спорта.
1) по любым общеобразовательным предметам:
а) дети-инвалиды, инвалиды;
б) иностранные граждане;
в) лица, которые получили документ о среднем общем образовании в течение одного года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно, если все пройденные ими в указанный период аттестационные испытания государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования сданы не в форме ЕГЭ (либо они прошли итоговые аттестационные процедуры в иностранных образовательных организациях и не сдавали ЕГЭ в указанный период);
2) по отдельным общеобразовательным предметам — лица, которые прошли государственную итоговую аттестацию по этим общеобразовательным предметам в форме государственного выпускного экзамена, при условии, что они получили документ о среднем общем образовании в течение одного года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно и в этот период не сдавали ЕГЭ по соответствующим общеобразовательным предметам.
21.1. Лица, получившие в 2017 году или 2018 году в образовательных организациях, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, аттестат о среднем общем образовании по результатам государственной итоговой аттестации, вправе в год получения указанного аттестата поступать на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по своему выбору на основании результатов ЕГЭ и (или) по результатам вступительных испытаний, проводимых организацией высшего образования самостоятельно. Указанные лица могут сдавать общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организациями высшего образования самостоятельно (при приеме на обучение в организации, расположенные как на территории Крыма, так и за пределами территории Крыма), в течение календарного года, в котором они получили аттестат о среднем общем образовании.
В соответствии с пунктом 22 Порядка приема при реализации прав, указанных в пунктах 21 и 21.1 Порядка приема, поступающие могут сдавать все общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией высшего образования самостоятельно, либо сдавать одно или несколько общеобразовательных вступительных испытаний, проводимых организацией высшего образования самостоятельно, наряду с использованием результатов ЕГЭ в качестве результатов других общеобразовательных вступительных испытаний (при реализации права, указанного в подпункте 2 пункта 21 Порядка приема, поступающие могут сдавать общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией высшего образования самостоятельно, только по тем общеобразовательным предметам, по которым они прошли государственную итоговую аттестацию в форме государственного выпускного экзамена и в течение одного года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно не сдавали ЕГЭ).
При реализации прав, указанных в подпунктах «а» и «б» подпункта 1 пункта 21 и пункте 21.1 Порядка приема, поступающие могут сдавать общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией высшего образования самостоятельно, вне зависимости от того, участвовали ли они в сдаче ЕГЭ.
ВПР и НИКО
Госуслуги
организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;
федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;
иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 17 статьи 2 Федерального закона об образовании образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ.
Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования (статья 91 Федерального закона об образовании).
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению к Положению о лицензировании.
Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (часть 2 статьи 91 Федерального закона об образовании).
В соответствии с пунктом 18 статьи 2 Федерального закона об образовании образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
К организациям, осуществляющим обучение, относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица (часть 1 статьи 31 Федерального закона об образовании).
Требования к организационно-правовой форме организаций, осуществляющих обучение, законодательством Российской Федерации в области образования не установлены.
Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение (часть 6 статьи 31 Федерального закона об образовании).
Таким образом, представление организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями в лицензирующий орган реквизитов заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности не требуется.
Вместе с тем, организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями (часть 2 статьи 41 Федерального закона об образовании).
Обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, входит в охрану здоровья обучающихся (пункт 8 части 1 2 статьи 41 Федерального закона об образовании).
Сведениями, подтверждающими изменение наименования образовательной программы, являются содержание приложений к действующим лицензиям на осуществление образовательной деятельности и приказы Минобрнауки России от 17.02.2011 № 201, от 28.12.2009 № 835, от 18.11.2013 № 1245, от 17.10.2016 № 1288, от 05.06.2014 № 632, от 10.01.2014 № 4.
На основании части 3 статьи 22 Федерального закона о лицензировании, лицензии на указанные в части 1 статьи 12 Федерального закона о лицензировании виды деятельности, которые предоставлены и срок действия которых не истек до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют бессрочно (в редакции Федерального закона от 19.10.2011 № 283-ФЗ).
Переоформление лицензии на бессрочную лицензию осуществляется лицензирующим органом в случае обращения лицензиата в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 08.11.2010 № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования».
К заявлению лицензиата о переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности прилагаются:
оригиналы переоформляемой лицензии и приложений к ней;
опись документов, представленных для переоформления лицензии.
Обращаем также внимание на то, что законодательство Российской Федерации в сфере образования не устанавливает порядок переоформления лицензии, выданной ранее филиалу образовательного учреждения или научной организации, с установленным сроком действия на бессрочную без соответствующего переоформления документа, подтверждающего лицензию, выданного образовательному учреждению или научной организации.
реорганизации юридических лиц в форме присоединения при наличии лицензии у присоединяемого юридического лица;
реорганизации юридических лиц в форме их слияния при наличии лицензии у одного реорганизованного юридического лица или лицензий у нескольких реорганизованных юридических лиц.
При реорганизации организации, осуществляющей образовательную деятельность, в форме присоединения к ней другой организации, осуществляющей образовательную деятельность, переоформление лицензии осуществляется на основании лицензий таких организаций.
Однако, в соответствии с частью 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации:
Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Заявление о предоставлении временной лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.
Форма заявления о предоставлении временной лицензии на осуществление образовательной деятельности и перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении временной лицензии на осуществление образовательной деятельности утверждены приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18.04.2014 № 536 (зарегистрировано в Минюсте России от 20.05.2014 регистрационный № 32339).
получение диплома государственного образца,
предоставление отсрочки от армии,
право обучающемуся студенту использовать средства материнского капитала для оплаты обучения;
право на налоговые льготы обучающимся студентам при оплате ими своего обучения.
Постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности» (вместе с Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности);
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.11.2019 № 1628 «Об утверждении форм заявлений о проведении государственной аккредитации, о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности и/или приложения (приложений) к нему, о выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности, о выдаче дубликата свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности и/или приложения (приложений) к нему, формы сведений о реализации основных образовательных программ, заявленных для государственной аккредитации образовательной деятельности, и требований к их заполнению и оформлению»;
Приказ Минобрнауки России от 16.09.2014 № 1227 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности»;
Приказ Минобрнауки России от 20.05.2014 № 556 «Об утверждении квалификационных требований к экспертам, требований к экспертным организациям, порядка их аккредитации, в том числе порядка ведения реестра экспертов и экспертных организаций, порядка отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы»;
Приказ Минобрнауки России от 09.11.2016 № 1385 «Об утверждении перечней документов и материалов, необходимых для проведения аккредитационной экспертизы с выездом (без выезда) в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или ее филиал»;
Приказ Минобрнауки России от 09.11.2016 № 1386 «Об утверждении порядка работы экспертов и (или) представителей экспертных организаций, включенных в состав экспертной группы, при проведении аккредитационной экспертизы»;
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1060 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения»;
Приказ Минобрнауки России от 29.10.2013 № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования»;
Приказ Минобрнауки России от 18.11.2013 № 1245 «Об установлении соответствия направлений подготовки высшего образования — бакалавриата, направлений подготовки высшего образования — магистратуры, специальностей высшего образования — специалитета, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.09.2013 № 1061, направлениям подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицам квалификаций (степеней) «бакалавр» и «магистр», перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.09.2009 № 337, направлениям подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист», перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 1136»;
Приказ Минобрнауки России от 05.06.2014 № 632 «Об установлении соответствия профессий и специальностей среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.10.2013 № 1199, профессиям начального профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.09.2009 № 354, и специальностям среднего профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.09.2009 № 355»;
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2016 № 1288 «Об установлении соответствия направлений подготовки высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения, направлений подготовки высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.09.2013 № 1060, и направлений подготовки высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, направлений подготовки высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.09.2013 № 1061, научным специальностям, предусмотренным номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.02.2009 № 59»;
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, образовательные стандарты, устанавливаемые образовательными организациями высшего образования самостоятельно, федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования, федеральные государственные образовательные стандарты общего образования;
Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»;
Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации».
непосредственно уполномоченным представителем организации (при государственной аккредитации в отношении загранучреждения – уполномоченным представителем загранучреждения или Министерством иностранных дел Российской Федерации);
заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении;
в форме электронного документа, подписанного электронной подписью посредством заполнения электронной формы запроса на официальном сайте Рособрнадзора.
В приложении к свидетельству указываются уровни общего образования, уровни профессионального образования по каждой укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, к которым относятся заявленные для государственной аккредитации основные образовательные программы.
Свидетельство без приложения недействительно.
Размер государственной пошлины за выдачу свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности:
— по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования — 15 000 рублей;
— по основным образовательным программам среднего профессионального образования — 35 000 рублей за каждую включенную в свидетельство о государственной аккредитации укрупненную группу профессий и специальностей;
— по основным образовательным программам высшего образования — 100 000 рублей за каждую включенную в свидетельство о государственной аккредитации укрупненную группу специальностей и направлений подготовки.
За переоформление свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности в связи с государственной аккредитацией в отношении ранее не аккредитованных образовательных программ:
— основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования — 15 000 рублей.
— каждой укрупненной группы профессий и специальностей среднего профессионального образования — 35 000 рублей.
— каждой укрупненной группы специальностей и направлений подготовки высшего образования — 100 000 рублей.
за переоформление свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности в других случаях — 3 000 рублей;
за выдачу временного свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности — 3 000 рублей.
за выдачу дубликата свидетельства о государственной аккредитации — 350 рублей
доверенность или иной документ, подтверждающие право уполномоченного лица организации, осуществляющей образовательную деятельность, направившего заявление и прилагаемые документы, действовать от имени организации, осуществляющей образовательную деятельность;
сведения о реализации образовательных программ, заявленных для государственной аккредитации, по формам, утвержденным Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.11.2019 № 1628 «Об утверждении форм заявлений о проведении государственной аккредитации, о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности и/или приложения (приложений) к нему, о выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности, о выдаче дубликата свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности и/или приложения (приложений) к нему, формы сведений о реализации основных образовательных программ, заявленных для государственной аккредитации образовательной деятельности, и требований к их заполнению и оформлению»);
копию договора о сетевой форме реализации образовательных программ, заключенного в соответствии со статьей 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена), а также копии разработанных и утвержденных совместно с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ (при наличии образовательных программ, реализуемых с использованием сетевой формы);
копию договора о создании в образовательной организации, реализующей образовательные программы высшего образования, научными организациями и иными организациями, осуществляющими научную (научно-исследовательскую) деятельность, лабораторий, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) и (или) научно-техническую деятельность (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена) (в случае заключения такого договора);
копию договора о создании образовательной организацией, реализующей образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена) (в случае такого договора);
копию договора о создании профессиональной образовательной организацией или образовательной организацией высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена) (в случае заключения такого договора);
сведения о наличии (об отсутствии) общественной аккредитации в российских, иностранных и международных организациях и (или) профессионально-общественной аккредитации;
опись представленных документов.
(Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, л/сч 04951000770)
Р/с 40101810500000001901 в Операционный Департамент Банка России
БИК 044501002
ОГРН 1047796344111
ОКПО 00083397
ОКОГУ 13242
ОКТМО 45379000
на двенадцать лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам.
Популярные вопросы в 2019 году
Выполнение заданий с развернутым ответом проверяется экспертами, входящими состав предметной комиссии региона по соответствующему учебному предмету. Эксперты проходят специальную подготовку и только после прохождения этой подготовки допускаются к проверке экзаменационных работ.
Каждая работа проверяется двумя экспертами независимо друг от друга. После чего каждый эксперт выставляет свои баллы за каждое проверенное им задание. Если между двумя экспертами есть существенное расхождение баллов, то приглашается третий эксперт, его баллы будут считаться окончательными.
Таким образом, в случае получения обучающимся удовлетворительного результата ЕГЭ по математике (базового или профильного уровня) в 10 классе, он будет лишен права повторно участвовать в ЕГЭ по данному учебному предмету в 11 классе в целях увеличения полученных баллов, т.к. уже имеет результат по учебному предмету «математика».
— по математике – линейка;
— по физике – линейка и непрограммируемый калькулятор;
— по химии – непрограммируемый калькулятор;
— по географии – линейка, транспортир, непрограммируемый калькулятор.
Таким образом, разница в дате выдачи результатов может быть, но не более, чем в один день, исходя из оперативности работы региона по утверждению результатов и их передачи в школы.
Калькулятор не должен предоставлять возможность сохранения в своей памяти баз данных экзаменационных заданий и их решений, а также любой другой информации, знание которой прямо или косвенно проверяется на экзамене.
Калькулятор не должен предоставлять возможность получения извне информации во время сдачи экзамена. Коммуникационные возможности калькулятора не должны допускать беспроводного обмена информацией с любыми внешними источниками.
Использование калькулятора на экзамене по математике не допускается.