Часто задаваемые вопросы

ВУЗы

Вопросы по приему 2018/2019
Вопрос:
— Имеют ли право иностранные абитуриенты поступать в ВУЗЫ наравне с гражданами Российской Федерации?
— Может ли ВУЗ не начислить баллы за индивидуальные достижения?

Ответ:
Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147, регламентирует прием граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата и программам специалитета в образовательные организации высшего образования, на обучение по образовательным программам высшего образования — программам магистратуры в организации высшего образования и научные организации.
Подробную информацию о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации в Российской Федерации (в том числе официальные тексты международных договоров Российской Федерации в сфере признания и соответствующие нормативные правовые акты) можно получить на официальном сайте Национального информационного центра по информационному обеспечению процедуры признания на территории Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, в сети «Интернет» по адресу: www.nic.gov.ru; по телефону справочной службы ФГБУ «Главэкспертцентр»: +7 (495)-317-17-10 или по адресу: 119049, г. Москва, Ленинский проспект, 6 строение З.
В соответствии с пунктами 43-47 Порядка приема поступающие на обучение вправе представить сведения о своих индивидуальных достижениях, которые учитываются при приеме на обучение. Учет результатов индивидуальных достижений осуществляется посредством начисления баллов за индивидуальные достижения и (или) в качестве преимущества при равенстве критериев ранжирования списков поступающих.
Баллы, начисленные за индивидуальные достижения, включаются в сумму конкурсных баллов.
Поступающий представляет документы, подтверждающие получение результатов индивидуальных достижений.
При приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета организация высшего образования может начислять баллы за следующие индивидуальные достижения: наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием, или аттестата о среднем (полом) общем образовании для награжденных золотой медалью, или аттестата о среднем (полном) общем образовании для награжденных серебряной медалью.
При приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета поступающему может быть начислено за индивидуальные достижения не более 10 баллов суммарно.
Перечень индивидуальных достижений, учитываемых при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета при равенстве суммы конкурсных баллов, а также индивидуальных достижений, учитываемые при приеме на обучение по программам магистратуры, устанавливается организацией самостоятельно.
Перечень учитываемых индивидуальных достижений и порядок их учета устанавливаются организацией в соответствии с пунктами 43 — 46 Порядка приема и указываются в правилах приема, утвержденных организацией самостоятельно.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Законом об образовании, образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

Вопрос:
— Кто имеет право на прием без вступительных испытаний?

Ответ:
В соответствии с подпунктом 1 пункта 33 Порядка приема право на прием без вступительных испытаний имеют:
1) победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников (далее – победители и призеры всероссийской олимпиады), члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (далее – члены сборных команд Российской Федерации), по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю всероссийской олимпиады школьников или международной олимпиады, – в течение 4 лет, следующих за годом проведения соответствующей олимпиады.
Согласно пункту 37 Порядка приема победителям и призерам олимпиад школьников, проводимых в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (далее — олимпиады школьников), в течение 4 лет, следующих за годом проведения соответствующей олимпиады, предоставляются следующие особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады школьников:
1) прием без вступительных испытаний на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады школьников;
2) быть приравненными к лицам, набравшим максимальное количество баллов ЕГЭ по общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады школьников, или к лицам, успешно прошедшим дополнительные вступительные испытания профильной, творческой и (или) профессиональной направленности.
Особые права, указанные в подпунктах 1 и 2 указанного пункта, могут предоставляться одним и тем же поступающим. В случае предоставления особого права, указанного в подпункте 2 настоящего пункта, поступающим устанавливается наивысший результат (100 баллов) соответствующего вступительного испытания (испытаний).

Вопрос:
— Как информируются поступающие о количестве поданных заявлений на обучение?

Ответ:
В соответствии с пунктом 51 Порядка начиная со дня начала приема документов, необходимых для поступления, на официальном сайте и на информационном стенде размещается информация о количестве поданных заявлений о приеме и списки лиц, подавших документы, необходимые для поступления (далее – списки лиц, подавших документы), с выделением:
1) лиц, поступающих:
а) на места в рамках контрольных цифр:
на места в пределах особой квоты;
на места в пределах целевой квоты;
на основные места в рамках контрольных цифр;
б) на места по договорам об оказании платных образовательных услуг;
2) лиц, поступающих без вступительных испытаний.
В списках лиц, подавших документы, по каждому поступающему (за исключением лиц, поступающих без вступительных испытаний) указываются сведения о том, поступает ли он на обучение на основании результатов ЕГЭ и (или) по результатам вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно.
Информация о количестве поданных заявлений о приеме и списки лиц, подавших документы, обновляются ежедневно.

Вопрос:
— Какие сроки приема документов установлены для поступления на обучение в образовательные организации?

Ответ:
В соответствии с пунктом 18 Порядка при приеме на обучение в рамках контрольных цифр по очной и очно-заочной формам обучения устанавливаются следующие сроки приема:
1) по программам бакалавриата, программам специалитета:
срок начала приема документов, необходимых для поступления, — не позднее 20 июня;
срок завершения приема документов, необходимых для поступления, от лиц, поступающих на обучение по результатам дополнительных вступительных испытаний творческой и (или) профессиональной направленности, — не ранее 7 июля;
срок завершения приема документов, необходимых для поступления, от лиц, поступающих на обучение по результатам иных вступительных испытаний, проводимых организацией высшего образования самостоятельно, — не ранее 10 июля;
срок завершения проводимых организацией высшего образования самостоятельно вступительных испытаний, завершения приема документов, необходимых для поступления, от лиц, поступающих на обучение без прохождения указанных вступительных испытаний — 26 июля.

Вопрос:
Какие выделены квоты приема на обучение в образовательные организации?

Ответ:
В соответствии с пунктом 7 Порядка приема прием на обучение осуществляется в рамках контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов (далее соответственно — контрольные цифры, бюджетные ассигнования) и по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц (далее — договоры об оказании платных образовательных услуг).
В рамках контрольных цифр выделяются:
– квота приема на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета за счет бюджетных ассигнований детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и ветеранов боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 — 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» (далее — особая квота). Особая квота устанавливается организацией высшего образования в размере не менее чем 10% от объема контрольных цифр по каждой совокупности условий поступления на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета, указанных в пункте 11 Порядка;
– квота целевого приема на обучение (далее — целевая квота).

Вопрос:
— Какие права при приеме на обучение предоставляются лицам из числа инвалидов?

Ответ:
На основании пункта 21 Порядка приема отдельные категории поступающих на базе среднего общего образования могут сдавать общеобразовательные вступительные испытания по любым общеобразовательным предметам, проводимые организацией высшего образования самостоятельно, в том числе:
— дети-инвалиды, инвалиды.
Согласно пункту 12 Порядка в рамках контрольных цифр проводится отдельный конкурс по каждой совокупности условий поступления и каждому из следующих оснований приема на обучение: на места в пределах особой квоты; на места в пределах целевой квоты; на места в рамках контрольных цифр за вычетом особой квоты и целевой квоты.
Согласно подпункту 2 пункта 34 Порядка приема преимущественное право зачисления предоставляется лицам: дети-инвалиды, инвалиды I и II групп.
В соответствии с пунктами 92-100 Порядка приема организация обеспечивает проведение вступительных испытаний для поступающих из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов (далее вместе — поступающие с ограниченными возможностями здоровья) с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее — индивидуальные особенности).
В организации должны быть созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (в том числе наличие пандусов, подъемников, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов; при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже здания).
Вступительные испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья проводятся в отдельной аудитории.
Число поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории не должно превышать:
при сдаче вступительного испытания в письменной форме — 12 человек;
при сдаче вступительного испытания в устной форме — 6 человек.
Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания большего числа поступающих с ограниченными возможностями здоровья, а также проведение вступительных испытаний для поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с иными поступающими, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания.
Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания ассистента из числа работников организации или привлеченных лиц, оказывающего поступающим с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с преподавателями, проводящими вступительное испытание).
Продолжительность вступительного испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья увеличивается по решению организации, но не более чем на 1,5 часа.
Поступающим с ограниченными возможностями здоровья предоставляется в доступной для них форме информация о порядке проведения вступительных испытаний.
Поступающие с ограниченными возможностями здоровья могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться техническими средствами, необходимыми им в связи с их индивидуальными особенностями.
При проведении вступительных испытаний обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей поступающих с ограниченными возможностями здоровья:
1) для слепых:
задания для выполнения на вступительном испытании оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, либо зачитываются ассистентом;
письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых либо надиктовываются ассистенту;
поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;
2) для слабовидящих:
обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; возможно также использование собственных увеличивающих устройств;
задания для выполнения, а также инструкция по порядку проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;
3) для глухих и слабослышащих:
обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
предоставляются услуги сурдопереводчика;
4) для слепоглухих предоставляются услуги тифлосурдопереводчика (помимо требований, выполняемых соответственно для слепых и глухих);
5) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих вступительные испытания, проводимые в устной форме, проводятся в письменной форме (дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, вступительные испытания при приеме в магистратуру — по решению организации);
6) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей: письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
вступительные испытания, проводимые в письменной форме, проводятся в устной форме (дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, вступительные испытания при приеме в магистратуру — по решению организации).
Условия, указанные в пунктах 93 — 98 Порядка, предоставляются поступающим на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания соответствующих специальных условий.
Организация может проводить для поступающих с ограниченными возможностями здоровья вступительные испытания с использованием дистанционных технологий.

Вопрос:
Как проводится прием на обучение в пределах целевой квоты приема?

Ответ:
В соответствии с пунктом 125 Порядка приема организации вправе проводить целевой прием в пределах установленных им контрольных цифр.
Квота целевого приема на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры по каждой специальности и по каждому направлению подготовки ежегодно устанавливается учредителями организаций.
В рамках специальности или направления подготовки целевая квота устанавливается учредителем организации:
1) по организации в целом либо с детализацией по организации и ее филиалам;
2) с детализацией либо без детализации по формам обучения;
3) с детализацией либо без детализации по программам бакалавриата в пределах направления подготовки, по программам специалитета в пределах специальности, по программам магистратуры в пределах направления подготовки.
Согласно пункту 127 Порядка целевой прием проводится в пределах установленной квоты на основе договора о целевом приеме, заключаемого организацией с заключившими договор о целевом обучении с гражданином федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования (далее – заказчики целевого приема).
Учредитель организации может детализировать целевую квоту с выделением отдельных квот для заказчиков. Отдельная квота может выделяться для одного или нескольких заказчиков. В рамках каждой отдельной квоты проводится отдельный конкурс. В случае если учредитель организации установил целевую квоту без указанной детализации, организация вправе осуществить такую детализацию самостоятельно.
Согласно пункту 128 Порядка в списке поступающих на места в пределах целевой квоты указываются сведения о заключивших договор о целевом обучении с поступающим органе или организации.

Вопрос:
— Каков порядок подачи документов для поступления в образовательную организацию?

Ответ:
В соответствии с пунктом 14 Порядка приема для поступления на обучение поступающие подают заявление о приеме с приложением необходимых документов (далее вместе — документы, необходимые для поступления; документы, подаваемые для поступления; поданные документы).
Согласно пункту 15 Порядка приема лицо, которому поступающим предоставлены соответствующие полномочия (далее — доверенное лицо), может осуществлять действия, в отношении которых Порядком установлено, что они выполняются поступающим, и которые не требуют личного присутствия поступающего (в том числе представлять в организацию документы, необходимые для поступления, отзывать поданные документы). Доверенное лицо осуществляет указанные действия при предъявлении выданной поступающим и оформленной в установленном порядке доверенности на осуществление соответствующих действий.
На основании пункта 61 Порядка приема документы, необходимые для поступления, представляются (направляются) в организацию одним из следующих способов:
1) представляются в организацию лично поступающим (доверенным лицом), в том числе:
— по месту нахождения филиала;
— уполномоченному должностному лицу организации, проводящему прием документов в здании иной организации или в передвижном пункте приема документов;
2) направляются в организацию через операторов почтовой связи общего пользования;
3) направляются в организацию в электронной форме (если такая возможность предусмотрена правилами приема, утвержденными организацией самостоятельно).
В соответствии с пунктом 62 Порядка приема в случае если документы, необходимые для поступления, представляются в организацию поступающим (доверенным лицом), поступающему (доверенному лицу) выдается расписка в приеме документов.
Согласно пункту 63 Порядка приема в случае направления документов, необходимых для поступления, через операторов почтовой связи общего пользования или в электронной форме указанные документы принимаются, если они поступили в организацию не позднее срока завершения приема документов, установленного правилами приема, утвержденными организацией самостоятельно.

Вопрос:
— Можно ли подать копии документов при подаче документов на обучение?

Ответ:
Пункт 68 части 6 Порядка приема определяет, что при подаче заявления о приеме поступающий представляет документ установленного образца, отвечающий требованиям, указанным в пункте 5 части 1 Порядка приема (поступающий может представить как документ о среднем общем образовании, так и документ о среднем профессиональном (начальном профессиональном) или высшем образовании).
В соответствии с пунктом 69 Порядка приема поступающие могут представлять оригиналы или копии документов, подаваемых для поступления. Заверения копий указанных документов не требуется.
Согласно пункту 116 части 10 Порядка приема для зачисления поступающий подает заявление о согласии на зачисление, к которому при поступлении на места в рамках контрольных цифр (на основании особого права; в пределах особой квоты; в пределах целевой квоты) прилагается оригинал документа установленного образца, при поступлении на места по договорам об оказании платных образовательных услуг — оригинал документа установленного образца либо его копия, заверенная в установленном порядке, либо его копия с предъявлением оригинала для заверения копии приемной комиссией. Приложение оригинала документа установленного образца не требуется, если он был представлен в организацию ранее (при подаче заявления о приеме или предшествующего заявления о согласии на зачисление).

Вопрос:
— Как формируются списки поступающих на обучение в образовательные организации?

Ответ:
В соответствии с пунктом 110 Порядка приема список поступающих по каждому отдельному конкурсу включает в себя:
– список поступающих без вступительных испытаний;
– список поступающих по результатам ЕГЭ и (или) вступительных испытаний (далее — результаты вступительных испытаний), набравших не менее минимального количества баллов.
Зачисление по результатам вступительных испытаний проводится на места, оставшиеся после зачисления без вступительных испытаний в рамках соответствующего списка поступающих.
В соответствии с пунктом 117 Порядка зачислению подлежат поступающие, подавшие заявление о согласии на зачисление. Зачисление проводится в соответствии с ранжированным списком до заполнения установленного количества мест.

Вопрос:
— В какие сроки проводится зачисление на обучение?

Ответ:
В соответствии с пунктом 118 Порядка при приеме на места в рамках контрольных цифр по программам бакалавриата и программам специалитета по очной и очно-заочной формам обучения процедуры зачисления проводятся в следующие сроки:
1) размещение списков поступающих на официальном сайте и на информационном стенде – не позднее 27 июля;
2) этап приоритетного зачисления – зачисление без вступительных испытаний, зачисление на места в пределах особой квоты и целевой квоты (далее – места в пределах квот):
– 28 июля завершается прием заявлений о согласии на зачисление от лиц, поступающих без вступительных испытаний, поступающих на места в пределах квот, если указанные лица одновременно подали заявления о приеме в две или более организаций высшего образования в соответствии с пунктом 69 Порядка;
– 29 июля издается приказ (приказы) о зачислении лиц, подавших заявление о согласии на зачисление, из числа поступающих без вступительных испытаний, поступающих на места в пределах квот;
3) зачисление по результатам вступительных испытаний на основные места в рамках контрольных цифр, оставшиеся после зачисления без вступительных испытаний (далее – основные конкурсные места):
а) первый этап зачисления на основные конкурсные места – зачисление на 80% указанных мест (если 80% составляет дробную величину, осуществляется округление в большую сторону):
1 августа: завершается прием заявлений о согласии на зачисление от лиц, включенных в списки поступающих на основные конкурсные места и желающих быть зачисленными на первом этапе зачисления на основные конкурсные места;
– в рамках каждого списка поступающих выделяются лица, подавшие заявление о согласии на зачисление, до заполнения 80% основных конкурсных мест (с учетом округления);
3 августа издается приказ (приказы) о зачислении лиц, подавших заявление о согласии на зачисление, до заполнения 80% основных конкурсных мест;
б) второй этап зачисления на основные конкурсные места – зачисление на 100% указанных мест:
6 августа:завершается прием заявлений о согласии на зачисление от лиц, включенных в списки поступающих на основные конкурсные места;
– в рамках каждого списка поступающих выделяются лица, подавшие заявление о согласии на зачисление, до заполнения 100% основных конкурсных мест;
8 августа издается приказ (приказы) о зачислении лиц, подавших заявление о согласии на зачисление, до заполнения 100% основных конкурсных мест.
Согласно пункту 119 Порядка лица, зачисленные в пределах особой квоты, исключаются из списков поступающих на основные конкурсные места по тем же условиям поступления.
Зачисление по результатам вступительных испытаний проводится на места, оставшиеся после зачисления без вступительных испытаний в рамках соответствующего списка поступающих.

Вопрос:
— Можно ли поступить в образовательную организацию с документом о среднем профессиональном образовании?

Ответ:
В соответствии с пунктом 5 Порядка приема при поступлении на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета к освоению образовательных программ допускаются лица, имеющие образование соответствующего уровня, подтвержденное документом о среднем общем образовании или документом о среднем профессиональном образовании, или документом о высшем образовании и о квалификации.
B соответствии с пунктом 10 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета проводится: — по результатам единого государственного экзамена (далее — ЕГЭ), признаваемым в качестве результатов вступительных испытаний;
— на базе среднего профессионального или высшего образования (далее — профессиональное образование) — по результатам вступительных испытаний, форма и перечень которых определяются организацией высшего образования.
В соответствии с пунктом 28 Порядка поступающие на базе профессионального образования могут:
— сдавать все общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией высшего образования самостоятельно либо сдавать одно или несколько указанных вступительных испытаний наряду с использованием результатов ЕГЭ в качестве результатов других общеобразовательных вступительных испытаний, либо использовать результаты ЕГЭ в качестве результатов всех общеобразовательных вступительных испытаний;
— сдавать общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией высшего образования самостоятельно, вне зависимости от того, участвовали ли они в сдаче ЕГЭ.

В каких случаях у вуза могут приостановить действие государственной аккредитации? Каковы условия для возобновления действия государственной аккредитации?
В соответствии с действующим законодательством мера воздействия в виде приостановки действия государственной аккредитации применяется к образовательной организации в случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам. В связи с этим единственным и необходимым условием для возобновления государственной аккредитации образовательной деятельности является устранение такого несоответствия в срок, установленный органом по контролю и надзору в сфере образования.

Для того, чтобы подтвердить устранение выявленного несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам, образовательная организация направляет в орган по контролю и надзору в сфере образования уведомление об устранении такого несоответствия с приложением подтверждающих документов.

Действие государственной аккредитации возобновляется по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта, устанавливающего факт устранения выявленного несоответствия.

Я являюсь студентом филиала вуза, который лишили аккредитации. Защитил свой диплом по программе специалитета, но диплом мне не выдают, а предлагают диплом бакалавра. Но я обучался же по программе специалитета и оплачивал ее. Сейчас этот филиал вуза закрывают. Что мне делать? Когда я получу свой диплом?
Филиал вуза, в котором Вы обучаетесь, был лишен государственной аккредитации образовательной деятельности в части высшего образования (бакалавриат и специалитет) по укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки. Данная мера была принята в связи с выявлением несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся данной организации федеральным государственным образовательным стандартам, и своевременным неустранением такого несоответствия.

В соответствии с действующим законодательством в целях обеспечения прав и законных интересов обучающихся законодательством об образовании предусмотрена обязанность учредителя образовательной организации, в случае лишения государственной аккредитации, обеспечить перевод обучающихся в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам соответствующих уровня и направленности, т.е. перевод осуществляется в принимающую организацию с сохранением всех условий обучения (на ту же профессию, специальность, направление подготовки, форму обучения, курс обучения, основы обучения (бюджет, коммерция), стоимость обучения).

Для реализации своего права на такой перевод обучающимся необходимо обратиться к руководству ВУЗа с соответствующим заявлением.

Кроме того, лица, обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию.

Могут ли нарушения, выявленные в вузе, привести к его закрытию?
Решение о закрытии или открытии вуза/филиала принимает учредитель образовательной организации.
В каких случаях образовательной организации может быть отказано в получении государственной аккредитации?
В соответствии с частью 23 статьи 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» аккредитационный орган отказывает в государственной аккредитации образовательных программам, относящимся к соответствующим уровням образования или к укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии одного из следующих оснований: выявление недостоверной информации в документах, представленных организацией, осуществляющей образовательную деятельность; наличие отрицательного заключения, составленного по результатам аккредитационной экспертизы.
Когда образовательная организация после отказа в государственной аккредитации сможет заново подать заявление на получение государственной аккредитации?
В случае отказа в государственной аккредитации образовательная организация может в последующем получить аккредитацию по соответствующим направлениям.

Однако следует иметь ввиду, что в соответствии с пунктом 24 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1039, организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе подать заявление не ранее чем через 1 год после отказа ей в государственной аккредитации или лишения ее государственной аккредитации.

В течение какого срока отчисленному студенту должна выдаваться академическая справка?
Действующим законодательством Российкой Федерации в сфере образования выдача академических справок не предусмотрена. В соответствии со ст.60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» лицам, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

При досрочном прекращении образовательных отношений организация, осуществляющая образовательную деятельность, в трехдневный срок после издания распорядительного акта об отчислении обучающегося выдает лицу, отчисленному из этой организации, справку об обучении в соответствии со ст.60 Федерального закона.

В случае если Вуз прекратил свое существование, где можно посмотреть наличие государственной аккредитации и лицензии на момент обучения?
Сведения о наличии у образовательной организации государственной аккредитации по реализуемым программам и сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности находятся на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по адресам:
реестр лицензий на ведение образовательной деятельности;
реестр аккредитованных организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Как получить документ об образовании, если он был утерян и куда обращаться, если Вуз прекратил свое существование?
В соответствии с пунктом 29 Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утвержденного приказом Минобрнауки России от 13.02.2014 № 112, дубликат выдается на основании личного заявления обладателя диплома в месячный срок после подачи указанного заявления:

в случае утраты или порчи диплома и (или) приложения к нему либо утраты или порчи дубликата;
в случае обнаружения в дипломе и (или) приложении к нему либо в дубликате ошибок после получения указанного документа;
в случае изменения фамилии и (или) имени, и (или) отчества обладателя диплома.
В соответствии с пунктом 36 Порядка в случае реорганизации организации дубликат выдается ее правопреемником.
В соответствии с пунктом 37 Порядка в случае ликвидации организации дубликат выдается учредителем организации, а в случае его отсутствия — государственным органом или органом местного самоуправления, в ведении которого находится (структурным подразделением которого является) государственный или муниципальный архив, в который переданы хранение личные дела выпускников организации.
Сообщаем, что на основании пункта 10 статьи 23 Федерального закона от 22.09.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.
За получением сведений можно обратиться в Федеральное архивное агентство (Росархив).
В случае отсутствия сведений в Росархиве, для получения информации о месте хранения личных дел можно обратиться к учредителям образовательной организации, информация о которых размещена на официальном сайте Федеральной налоговой службы России (https://egrul.nalog.ru/) — в Едином государственном реестре юридических лиц.

В какое количество образовательных организаций поступающий на обучение имеет право подать заявление о приеме?
На основании 52 пункта Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утверждённого приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147, поступающий на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета вправе подать заявление (заявления) о приеме одновременно не более чем в 5 организаций высшего образования. В каждой из указанных организаций поступающий вправе участвовать в конкурсе не более чем по 3 специальностям и (или) направлениям подготовки.
Кто имеет право на поступление в пределах особой квоты?
Согласно пункту 7 части 1 Порядка приема по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.10.2015 № 1147 (далее – Порядок приема), прием на обучение осуществляется в рамках контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц.

Прием на обучение за счет бюджетных ассигнований проводится на конкурсной основе, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

В рамках контрольных цифр выделяется особая квота. Особая квота устанавливается организацией высшего образования в размере не менее чем 10% от общего объема контрольных цифр, выделенных указанной организации на очередной год, по каждой специальности и (или) направлению подготовки.

Право на прием на обучение в пределах особой квоты имеют дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях.

Также в соответствии с пунктом 35 части 3 Порядка приема указанным лицам предоставляется преимущественное право зачисления.

Кто имеет особые права при поступлении на обучение?
B соответствии с пунктом 33 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147, право на прием без вступительных испытаний имеют:

— победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю всероссийской олимпиады школьников или международной олимпиады, в течение четырех лет, следующих за годом проведения соответствующей олимпиады. Соответствие профиля указанных олимпиад специальностям и (или) направлениям подготовки определяется образовательной организацией;

— победители и призеры IV этапа всеукраинских ученических олимпиад, члены сборных команд Украины, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю всеукраинской ученической олимпиады или международной олимпиады, — в течение 4 лет, следующих за годом проведения соответствующей олимпиады, если указанные победители, призеры и члены сборных команд относятся к числу лиц, указанных в части 3.1 статьи 5 Федерального закона от 05.05.2014 № 84-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

— чемпионы и призеры Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионы мира, чемпионы Европы, лица, занявшие первое место на первенстве мира, первенстве Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, по специальностям и (или) направлениям подготовки в области физической культуры и спорта.

Кто имеет право поступать по внутренним испытаниям вуза?
В соответствии с пунктом 21 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147 (далее – Порядок приема), отдельные категории поступающих на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета могут сдавать общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией высшего образования самостоятельно (далее — общеобразовательные вступительные испытания для отдельных категорий поступающих):

1) по любым общеобразовательным предметам:

а) дети-инвалиды, инвалиды;

б) иностранные граждане;

в) лица, которые получили документ о среднем общем образовании в течение одного года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно, если все пройденные ими в указанный период аттестационные испытания государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования сданы не в форме ЕГЭ (либо они прошли итоговые аттестационные процедуры в иностранных образовательных организациях и не сдавали ЕГЭ в указанный период);

2) по отдельным общеобразовательным предметам — лица, которые прошли государственную итоговую аттестацию по этим общеобразовательным предметам в форме государственного выпускного экзамена, при условии, что они получили документ о среднем общем образовании в течение одного года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно и в этот период не сдавали ЕГЭ по соответствующим общеобразовательным предметам.

21.1. Лица, получившие в 2017 году или 2018 году в образовательных организациях, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, аттестат о среднем общем образовании по результатам государственной итоговой аттестации, вправе в год получения указанного аттестата поступать на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по своему выбору на основании результатов ЕГЭ и (или) по результатам вступительных испытаний, проводимых организацией высшего образования самостоятельно. Указанные лица могут сдавать общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организациями высшего образования самостоятельно (при приеме на обучение в организации, расположенные как на территории Крыма, так и за пределами территории Крыма), в течение календарного года, в котором они получили аттестат о среднем общем образовании.

В соответствии с пунктом 22 Порядка приема при реализации прав, указанных в пунктах 21 и 21.1 Порядка приема, поступающие могут сдавать все общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией высшего образования самостоятельно, либо сдавать одно или несколько общеобразовательных вступительных испытаний, проводимых организацией высшего образования самостоятельно, наряду с использованием результатов ЕГЭ в качестве результатов других общеобразовательных вступительных испытаний (при реализации права, указанного в подпункте 2 пункта 21 Порядка приема, поступающие могут сдавать общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией высшего образования самостоятельно, только по тем общеобразовательным предметам, по которым они прошли государственную итоговую аттестацию в форме государственного выпускного экзамена и в течение одного года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно не сдавали ЕГЭ).

При реализации прав, указанных в подпунктах «а» и «б» подпункта 1 пункта 21 и пункте 21.1 Порядка приема, поступающие могут сдавать общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией высшего образования самостоятельно, вне зависимости от того, участвовали ли они в сдаче ЕГЭ.

ВПР и НИКО

Если Всероссийские проверочные работы школы будут проводить самостоятельно, не приведет ли это к фальсификации результатов и искажению реальных знаний учащихся? Ведь низкие оценки работ учащихся плохо скажутся на имидже школы?
Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это диагностические работы, которые проводятся для оценки индивидуальных достижений школьников, а их интегральные результаты могут использоваться для формирования программ развития систем образования муниципалитетов и регионов. Непосредственным организатором ВПР будет сама школа при координации муниципалитета и субъекта Российской Федерации. На федеральном уровне обеспечивается разработка единых вариантов проверочных работ в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, с дальнейшим формированием единого банка заданий. Здесь скорее наоборот – негативный результат будет знаком того, что школа, честно себя диагностируя, нуждается в помощи, в разработке мер по преодолению выявленных трудностей, формированию программы развития.
Как часто будут проводиться проверочные работы?
1 раз в год (весной).
Можно ли будет ознакомиться с результатами проверочных работ?
Всероссийские проверочные работы проводит школа. Следовательно, с работами можно ознакомиться в школе.
В этом учебном году планируется проведение Всероссийских проверочных работ в 4-5-6-7-х классах (далее – ВПР). По итогам проведения ВПР предусматривается ли возможность получения результатов проверочных работ по субъекту, муниципалитету? Возможно ли будет оценить результаты школы на уровне города, региона, страны?
Да, такая возможность есть.
Рассматривается ли возможность введения итоговой аттестации в 4 классах, аналогичной выпускным экзаменам в 9 и 11 классах?
Нет. Школа сама определяет форму промежуточной аттестации для обучающихся 4-х классов.
Планируется ли введение итоговой аттестации (мини ЕГЭ) в 4 классах?
Мини ЕГЭ не планируется. Планируется апробация и проведение диагностических работ (аналогично контрольной работе), которые проводятся для оценки индивидуальных достижений обучающихся – Всероссийских проверочных работ. Они будут проводиться самими школами, но с использованием единых вариантов заданий для всей страны, разрабатываемых на федеральном уровне. Полученные данные будут использоваться для мониторинга результатов обучения по ФГОС начальной школы.
Как Вы считаете, каким целям должны служить мониторинговые исследования оценки качества образования? Как и для чего должны использоваться результаты региональных мониторингов в образовательных организациях?
В первую очередь, результаты могут и должны использоваться для выявления проблемных зон, разработки программ по повышению качества образования, программ подготовки специалистов в сфере образования. Также они могут использоваться для объективной оценки полученных результатов на уровне школ с последующей работой над программой развития образования региона. Ведь если по всем мониторингам школа показывает плохой результат – значит ей надо помочь!
Мой ребенок участвовал в НИКО. Получили результаты, но хотелось бы увидеть проверенную работу. Можно ли это сделать? Если да, то как?
Увидеть работу и баллы возможно. Проверка же проходила дистанционно в электронной форме, поэтому саму проверку увидеть невозможно. Для ознакомления с работой и результатами проверки можно обратиться в Рособрнадзор или воспользоваться контактами на сайте eduniko.ru.

Госуслуги

Какими законодательными актами регламентируется лицензирование образовательной деятельности?
Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенностей, установленных статьей 91 Федерального закона от 29.12.2012№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Каким нормативно-правовым актом регламентируется порядок лицензирования образовательной деятельности?
Порядок лицензирования определен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2015 № 1313).
Какими органами осуществляется лицензирование образовательной деятельности?
Лицензирование образовательной деятельности организаций осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия Российской Федерации в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (пункт 7 части 1 статьи 6, пункт 2 части 1 статьи 7 Федерального закона об образовании; пункт 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966).
Компетенция Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в части лицензирования образовательной деятельности.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пунктом 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, пунктом 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 № 885, к компетенции Рособрнадзора отнесено лицензирование образовательной деятельности:
организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;
федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;
иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации.
Какая образовательная деятельность подлежит лицензированию?
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа.

Согласно пункту 17 статьи 2 Федерального закона об образовании образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования (статья 91 Федерального закона об образовании).

В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению к Положению о лицензировании.

Возможно ли ведение образовательной деятельности коммерческими организациями?
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа.

Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (часть 2 статьи 91 Федерального закона об образовании).

В соответствии с пунктом 18 статьи 2 Федерального закона об образовании образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

К организациям, осуществляющим обучение, относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица (часть 1 статьи 31 Федерального закона об образовании).

Требования к организационно-правовой форме организаций, осуществляющих обучение, законодательством Российской Федерации в области образования не установлены.

Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение (часть 6 статьи 31 Федерального закона об образовании).

По каким формам представляются заявления о предоставлении лицензии, переоформлении лицензии?
Формы заявления о предоставлении (переоформлении) лицензии на осуществление образовательной деятельности, а также документов, прилагаемых к ним установлены приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 июля 2019 г. № 1109 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по предоставлению государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности».
Что указывается в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности?
Лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее также — лицензия) имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения (часть 4 статьи 91 Федерального закона об образовании).
Какие документы на осуществление образовательной деятельности выдаются филиалам образовательных учреждений?
По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии на осуществление образовательной деятельности с указанием наименования и адреса места нахождения такого филиала.
Реквизиты для перечисления государственной пошлины за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии?
Государственная пошлина за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, уплачивается в размерах, предусмотренных пп. 92 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, по следующим реквизитам: л/с 04951000770 в Межрегиональном операционном управлении Федерального казначейства р/с 40101810500000001901 в ОПЕРУ-1 Банка России г.Москва БИК 044501002 КБК 07710807081010300110
Необходимо ли согласование заявления на получения лицензии или переоформления лицензии на осуществление образовательной деятельности с учредителем образовательного учреждения?
Заявление о предоставлении лицензии (приложение № 1 к приказу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, утвержденный приказом Рособрнадзора от 29.07.2019 № 1109 (зарегистрирован Минюстом России 08.10.2019, регистрационный № 56182), заявление о переоформлении лицензии (приложение № 6 к приказу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, утвержденный приказом Рособрнадзора от 29.07.2019 № 1109 (зарегистрирован Минюстом России 08.10.2019, регистрационный № 56182) не предусматривают согласование с учредителями соискателя лицензии, лицензиата.
Необходимо ли представление в лицензирующий орган организациями, осуществляющими обучение, заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности?
Реквизиты заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности, представляются, в лицензирующий орган в случае, если соискателем лицензии (подпункт «ж» пункта 10 Положения о лицензировании), лицензиатом (подпункт «г» пункта 15, подпункты «ж» пунктов 16, 17 Положения о лицензировании) является образовательная организация.

Таким образом, представление организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями в лицензирующий орган реквизитов заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности не требуется.

Вместе с тем, организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями (часть 2 статьи 41 Федерального закона об образовании).

Обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, входит в охрану здоровья обучающихся (пункт 8 части 1 2 статьи 41 Федерального закона об образовании).

Документы, подтверждающих наличие у соискателя лицензии или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, соответствующих установленным лицензионным нормативам обеспечения образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам.
Документами, свидетельствующими о наличии иного законного основания для использования указанных объектов недвижимости, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности, являются: договор аренды, договор безвозмездного пользования, свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления, свидетельство о государственной регистрации права хозяйственного ведения.
Порядок переоформления изменением наименований образовательных программ, указанных в приложении (приложениях) к лицензии (временной лицензии) на осуществление образовательной деятельности, в целях их приведения в соответствие с перечнями профессий, специальностей и направлений подготовки, предусмотренными частью 8 статьи 11 Федерального закона об образовании.
Согласно пункта 19 Положения о лицензировании при изменении наименований образовательных программ, указанных в приложении к лицензии, в целях их приведения в соответствие с перечнями профессий, специальностей и направлений подготовки, предусмотренными частью 8 статьи 11 Федерального закона об образовании, в заявлении о переоформлении лицензии указываются новое наименование образовательной программы и сведения, подтверждающие изменение наименования образовательной программы.
Сведениями, подтверждающими изменение наименования образовательной программы, являются содержание приложений к действующим лицензиям на осуществление образовательной деятельности и приказы Минобрнауки России от 17.02.2011 № 201, от 28.12.2009 № 835, от 18.11.2013 № 1245, от 17.10.2016 № 1288, от 05.06.2014 № 632, от 10.01.2014 № 4.
Какой порядок переоформления лицензии на бессрочную лицензию?
Согласно части 4 статьи 9 Федерального закона о лицензировании лицензия действует бессрочно.

На основании части 3 статьи 22 Федерального закона о лицензировании, лицензии на указанные в части 1 статьи 12 Федерального закона о лицензировании виды деятельности, которые предоставлены и срок действия которых не истек до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют бессрочно (в редакции Федерального закона от 19.10.2011 № 283-ФЗ).

Переоформление лицензии на бессрочную лицензию осуществляется лицензирующим органом в случае обращения лицензиата в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 08.11.2010 № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования».

К заявлению лицензиата о переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности прилагаются:

оригиналы переоформляемой лицензии и приложений к ней;
опись документов, представленных для переоформления лицензии.
Обращаем также внимание на то, что законодательство Российской Федерации в сфере образования не устанавливает порядок переоформления лицензии, выданной ранее филиалу образовательного учреждения или научной организации, с установленным сроком действия на бессрочную без соответствующего переоформления документа, подтверждающего лицензию, выданного образовательному учреждению или научной организации.

Как переоформить документ, подтверждающий наличие лицензии, в связи с реорганизацией образовательного учреждения в форме присоединения к нему юридического лица?
Согласно части 5 статьи 91 Федерального закона об образовании переоформление лицензии наряду с установленными Федеральным законом о лицензировании отдельных видов деятельности случаями осуществляется лицензирующим органом в случае:

реорганизации юридических лиц в форме присоединения при наличии лицензии у присоединяемого юридического лица;
реорганизации юридических лиц в форме их слияния при наличии лицензии у одного реорганизованного юридического лица или лицензий у нескольких реорганизованных юридических лиц.
При реорганизации организации, осуществляющей образовательную деятельность, в форме присоединения к ней другой организации, осуществляющей образовательную деятельность, переоформление лицензии осуществляется на основании лицензий таких организаций.

Однако, в соответствии с частью 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации:

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

В каких случаях предоставляется временная лицензия на осуществление образовательной деятельности?
Согласно части 8 статьи 91 Федерального закона об образовании в целях обеспечения осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации лицензиата в форме разделения или выделения, лицензирующий орган предоставляет такой организации временную лицензию в соответствии с лицензией реорганизованного лицензиата. Срок действия временной лицензии составляет один год.

Заявление о предоставлении временной лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

Форма заявления о предоставлении временной лицензии на осуществление образовательной деятельности и перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении временной лицензии на осуществление образовательной деятельности утверждены приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18.04.2014 № 536 (зарегистрировано в Минюсте России от 20.05.2014 регистрационный № 32339).

Как аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации уровня профессионального образования в рамках одной УГС?
Аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня профессионального образования по каждой укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, к которым относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы.
Какие преимущества дает вузу наличие аккредитации?
Наличие у вуза государственной аккредитации дает студенту следующие плюсы:

получение диплома государственного образца,
предоставление отсрочки от армии,
право обучающемуся студенту использовать средства материнского капитала для оплаты обучения;
право на налоговые льготы обучающимся студентам при оплате ими своего обучения.

Как я могу подать документы на признание? Что мне для этого необходимо?
Заявление и необходимый пакет документов необходимо предоставить в подведомственное Рособрнадзору учреждение – ФГБУ «Главэкспертцентр» по адресу: 115093, г. Москва, улица Люсиновская, д. 51. Подача заявления возможна как лично или через представителя по доверенности, так и по почте либо в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (www.gosuslugi.ru) или официальный сайт Главэкспертцентра (www.nic.gov.ru).
Куда обращаться за признанием медицинского диплома?
Документы, полученные в иностранном государстве и подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации о взаимном признании, а также полученные в иностранных образовательных организациях, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации необходимо представить в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения. Для остальных документов, свидетельствующих о получении медицинского образования за рубежом, необходимо первоначальное признание в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки.
С какими странами у Российской Федерации есть соглашения о взаимном признании?
Актуальная информация по международным договорам по признанию иностранного образования и (или) иностранной квалификации: http://www.nic.gov.ru/ru/docs/foreign/confirmation .
Как долго будет признаваться мой документ?
Срок предоставления государственной услуги не превышает 45 календарных дней со дня приема заявления о предоставлении государственной услуги и прилагаемых к этому заявлению документов к рассмотрению по существу. В случае направления запроса срок предоставления государственной услуги может быть продлен не более чем на 45 календарных дней.
Какими законодательными и нормативно-правовыми актами регламентируется государственная аккредитация образовательной деятельности?
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности» (вместе с Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности);
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.11.2019 № 1628 «Об утверждении форм заявлений о проведении государственной аккредитации, о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности и/или приложения (приложений) к нему, о выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности, о выдаче дубликата свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности и/или приложения (приложений) к нему, формы сведений о реализации основных образовательных программ, заявленных для государственной аккредитации образовательной деятельности, и требований к их заполнению и оформлению»;
Приказ Минобрнауки России от 16.09.2014 № 1227 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности»;
Приказ Минобрнауки России от 20.05.2014 № 556 «Об утверждении квалификационных требований к экспертам, требований к экспертным организациям, порядка их аккредитации, в том числе порядка ведения реестра экспертов и экспертных организаций, порядка отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы»;
Приказ Минобрнауки России от 09.11.2016 № 1385 «Об утверждении перечней документов и материалов, необходимых для проведения аккредитационной экспертизы с выездом (без выезда) в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или ее филиал»;
Приказ Минобрнауки России от 09.11.2016 № 1386 «Об утверждении порядка работы экспертов и (или) представителей экспертных организаций, включенных в состав экспертной группы, при проведении аккредитационной экспертизы»;
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1060 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения»;
Приказ Минобрнауки России от 29.10.2013 № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования»;
Приказ Минобрнауки России от 18.11.2013 № 1245 «Об установлении соответствия направлений подготовки высшего образования — бакалавриата, направлений подготовки высшего образования — магистратуры, специальностей высшего образования — специалитета, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.09.2013 № 1061, направлениям подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицам квалификаций (степеней) «бакалавр» и «магистр», перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.09.2009 № 337, направлениям подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист», перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 1136»;
Приказ Минобрнауки России от 05.06.2014 № 632 «Об установлении соответствия профессий и специальностей среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.10.2013 № 1199, профессиям начального профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.09.2009 № 354, и специальностям среднего профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.09.2009 № 355»;
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2016 № 1288 «Об установлении соответствия направлений подготовки высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения, направлений подготовки высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.09.2013 № 1060, и направлений подготовки высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, направлений подготовки высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.09.2013 № 1061, научным специальностям, предусмотренным номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.02.2009 № 59»;
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, образовательные стандарты, устанавливаемые образовательными организациями высшего образования самостоятельно, федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования, федеральные государственные образовательные стандарты общего образования;
Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»;
Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации».
Каким способом можно подать заявление на проведение процедуры государственной аккредитации образовательной деятельности?
Заявление и прилагаемые к нему документы могут быть представлены в Рособрнадзор:

непосредственно уполномоченным представителем организации (при государственной аккредитации в отношении загранучреждения – уполномоченным представителем загранучреждения или Министерством иностранных дел Российской Федерации);

заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении;

в форме электронного документа, подписанного электронной подписью посредством заполнения электронной формы запроса на официальном сайте Рособрнадзора.

Что указывается в приложении к свидетельству о государственной аккредитации образовательной деятельности?
Свидетельство о государственной аккредитации образовательной деятельности (далее также — свидетельство) имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью.

В приложении к свидетельству указываются уровни общего образования, уровни профессионального образования по каждой укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, к которым относятся заявленные для государственной аккредитации основные образовательные программы.

Свидетельство без приложения недействительно.

Размер государственной пошлины за предоставление услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности
Государственная пошлина в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 ст. 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ уплачивается в полном объеме до подачи заявлений и (или) документов на совершение юридически значимых действий.

Размер государственной пошлины за выдачу свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности:

— по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования — 15 000 рублей;
— по основным образовательным программам среднего профессионального образования — 35 000 рублей за каждую включенную в свидетельство о государственной аккредитации укрупненную группу профессий и специальностей;
— по основным образовательным программам высшего образования — 100 000 рублей за каждую включенную в свидетельство о государственной аккредитации укрупненную группу специальностей и направлений подготовки.

За переоформление свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности в связи с государственной аккредитацией в отношении ранее не аккредитованных образовательных программ:

— основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования — 15 000 рублей.
— каждой укрупненной группы профессий и специальностей среднего профессионального образования — 35 000 рублей.
— каждой укрупненной группы специальностей и направлений подготовки высшего образования — 100 000 рублей.

за переоформление свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности в других случаях — 3 000 рублей;

за выдачу временного свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности — 3 000 рублей.

за выдачу дубликата свидетельства о государственной аккредитации — 350 рублей

Какие документы прилагает организация, осуществляющая образовательную деятельность, к заявлению на проведение процедуры государственной аккредитации образовательной деятельности, в том числе на процедуру государственной аккредитации ранее не аккредитованных образовательных программ?
В соответствии с пунктом 8 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1039 к заявлению организация, осуществляющая образовательную деятельность, прилагает:
доверенность или иной документ, подтверждающие право уполномоченного лица организации, осуществляющей образовательную деятельность, направившего заявление и прилагаемые документы, действовать от имени организации, осуществляющей образовательную деятельность;
сведения о реализации образовательных программ, заявленных для государственной аккредитации, по формам, утвержденным Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.11.2019 № 1628 «Об утверждении форм заявлений о проведении государственной аккредитации, о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности и/или приложения (приложений) к нему, о выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности, о выдаче дубликата свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности и/или приложения (приложений) к нему, формы сведений о реализации основных образовательных программ, заявленных для государственной аккредитации образовательной деятельности, и требований к их заполнению и оформлению»);
копию договора о сетевой форме реализации образовательных программ, заключенного в соответствии со статьей 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена), а также копии разработанных и утвержденных совместно с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ (при наличии образовательных программ, реализуемых с использованием сетевой формы);
копию договора о создании в образовательной организации, реализующей образовательные программы высшего образования, научными организациями и иными организациями, осуществляющими научную (научно-исследовательскую) деятельность, лабораторий, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) и (или) научно-техническую деятельность (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена) (в случае заключения такого договора);
копию договора о создании образовательной организацией, реализующей образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена) (в случае такого договора);
копию договора о создании профессиональной образовательной организацией или образовательной организацией высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена) (в случае заключения такого договора);
сведения о наличии (об отсутствии) общественной аккредитации в российских, иностранных и международных организациях и (или) профессионально-общественной аккредитации;
опись представленных документов.
Реквизиты для перечисления государственной пошлины за предоставление услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности
Получатель: Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства
(Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, л/сч 04951000770)
Р/с 40101810500000001901 в Операционный Департамент Банка России
БИК 044501002
ОГРН 1047796344111
ОКПО 00083397
ОКОГУ 13242
ОКТМО 45379000
Срок принятия аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательной деятельности?
Принятие аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, осуществляется в срок, не превышающий ста пяти дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов, при условии соответствия этих заявления и документов требованиям, установленным Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1039.
На какой срок выдается свидетельство о государственной аккредитации?
на шесть лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам;
на двенадцать лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам.