Москва: «Фильмы, которые стоит пересмотреть выпускнику на каникулах»

Могут ли фильмы помочь выпускникам подготовиться к ЕГЭ по гуманитарным предметам? Как отечественный кинематограф способствует школьникам проанализировать литературное произведение, обосновать и аргументировать свое мнение по общественно-политическим и социальным вопросам, погрузиться в увлекательный мир истории?

Рассказывает председатель предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку Москвы, начальник отдела Московского центра качества образования Роман Дощинский.

Мои рекомендации предназначены для учащихся 10–11-х классов, которые нацелены на сдачу ЕГЭ по предметам гуманитарного цикла, например, по русскому языку, литературе, обществознанию и истории.

Чем же могут быть полезны киноленты для подготовки к каждому из перечисленных экзаменов?

При сдаче ЕГЭ по русскому языку отсылка к тому или иному фильму и его краткий анализ помогут обосновать собственное мнение. Благодаря этому выпускник имеет возможность получить высокие баллы по критериям К4 и К5.

Помните только, что культура отсылки обязывает правильно указывать название фильма (как минимум) и фамилию, имя и отчество режиссёра (как максимум).

Например, при анализе экзаменационного текста А. А. Лиханова, в котором рассказывается об учителе, работающем в одном из детских домов, имеет смысл обратиться к знаменитой ленте режиссёра Геннадия Ивановича Полоки «Республика ШКИД» (обязательно посмотрите этот фильм – он живой, весёлый, но в то же время напряжённый и глубокий). Это кинокартина о ребятах-беспризорниках. Судьба готовила им участь бродяг, воров, налётчиков. Так бы оно и вышло, если бы не педагоги школы-коммуны имени Достоевского. Благодаря их усилиям большинство воспитанников смогли встать на путь исправления.

При подготовке к ЕГЭ по литературе просмотр экранизаций классических произведений даст возможность повторить сюжеты прочитанных книг, вспомнить героев, актуализировать ключевые цитаты и, конечно, в очередной раз ощутить удивительную атмосферу прошлого, увидеть колорит эпохи и её нравы. Желательно выбирать для просмотра кинокартины по таким произведениям, которые являются сравнительно объемными. Перед просмотром фильма возьмите текст художественного произведения и приготовьте записную книжку. Вам точно захочется отметить какую-нибудь важную деталь, дать оценку событию, поступку, переживанию вашего любимого или нелюбимого литературного героя.

Помните только, что просмотр кинофильма никогда не сможет заменить прочтение текста-первоосновы. Даже в том случае, если между произведением и его художественной интерпретацией практически нет никакой разницы. Выпускникам, которые хотят получить от ленты объяснения смысла книги, могу сказать лишь одно: это то же самое, как подойти к первой попавшейся старушке на улице и попросить её объяснить вам смысл жизни.

Предлагаю для просмотра некоторые знаковые киноверсии известных художественных произведений:

v «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (режиссёр – Никита Сергеевич Михалков, фильм по роману И. А. Гончарова «Обломов»);

v «Война и мир» (режиссёр – Сергей Фёдорович Бондарчук, фильм по одноименному роману-эпопее Л. Н. Толстого);

v «Собачье сердце» (режиссёр – Владимир Владимирович Бортко, фильм по одноименной повести М. А. Булгакова);

v «Тихий Дон» (режиссёр – Сергей Аполлинариевич Герасимов, фильм по одноименному роману-эпопее М. А. Шолохова).

В фильмах нередко поднимаются непростые вопросы философского, морального, политического, экономического, социального и иного характера. Особенно если речь идёт об отечественном кинематографе высокого ранга, то есть о тех картинах, которые вошли в сокровищницу мирового искусства. Такие киноленты послужат надёжным источником для аргументации на экзамене по обществознанию.

Помните только, что предложения в вашем эссе, содержащие общие суждения, не засчитываются. Критерии оценивания ЕГЭ по этому предмету требуют привлечения конкретного фактического материала. Факты должны быть явно связаны с иллюстрируемой (-ым) идеей / тезисом / положением / рассуждением / выводом, сформулированы развёрнуто и корректно.

Рекомендую пересмотреть «золотые ленты» Андрея Арсеньевича Тарковского. Каждый из фильмов гениального режиссёра даёт мощную базу для аргументации:

v «Иваново детство» – пример для подтверждения мысли А. Д. Сахарова: «Ничто так не угрожает свободе личности и смыслу жизни, как война, нищета, террор»;

v «Андрей Рублёв» – пример для подтверждения мысли У. Черчилля: «Когда миром движут великие мотивы, мы вдруг начинаем понимать, что мы люди, а не звери»;

v «Солярис» – пример для подтверждения мысли С. Лема: «Мир нужно изменять, иначе он неконтролируемым образом начнёт изменять нас самих»;

v «Зеркало» – пример для подтверждения мысли И. А. Ильина: «Семья является первичным лоном человеческой культуры»;

v «Сталкер» – пример для подтверждения мысли А. де Сент-Экзюпери: «Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком».

Что же касается подготовки к ЕГЭ по истории, то здесь просмотр фильмов, пожалуй, один из самых спорных моментов. Не секрет, что некоторые кинокартины посвящены тем или иным историческим событиям или личностям. Следовательно, они позволят повторить материал для сдачи экзамена по этому предмету.

Помните только, что при опоре исключительно на киноленты вы можете отойти от научной достоверной информации и оказаться в очень опасной околоисторической стихии, а именно в стихии мифов, легенд, преданий (это в лучшем случае), а также в стихии слухов, сплетен, досужих разговоров неосведомлённых людей (в худшем случае).

Погрузиться в мир истории, почувствовать её неповторимые краски и звуки, оживить страницы школьных учебников, без сомнения, помогут следующие фильмы:

v «Царь» (режиссёр – Павел Семёнович Лунгин) – для тех, кому интересен период правления Ивана Грозного;

v дилогия «Юность Петра» и «В начале славных дел» (режиссёр – Сергей Аполлинариевич Герасимов) – для интересующихся историей петровских преобразований.

Вместе с тем при подготовке к ЕГЭ по истории выпускнику следует иметь представление и о кинолентах, которые стали значимым культурным явлением своего времени, своеобразным олицетворением определённой эпохи:

v «Броненосец «Потёмкин»» (режиссёр – Сергей Михайлович Эйзенштейн, 1925 г.);

v «Чапаев» (режиссёры – братья Васильевы, 1934 г.);

v «Радуга» (режиссёр – Марк Семёнович Донской, 1943 г.);

v «Летят журавли» (режиссёр – Михаил Константинович Калатозов, 1957 г.);

v «Гараж» (режиссёр – Эльдар Александрович Рязанов, 1979 г.);

v «Кин-дза-дза!» (режиссёр – Георгий Николаевич Данелия, 1986 г.);

v «Утомлённые солнцем» (режиссёр – Никита Сергеевич Михалков, 1994 г.);

v «Возвращение» (режиссёр – Андрей Петрович Звягинцев, 2003 г.).

Надеюсь, подборка фильмов будет полезна школьникам и поможет провести свободное время на каникулах не только с удовольствием, но и с пользой.

Дорогие выпускники, желаю вам приятного просмотра! И конечно, высоких баллов на экзаменах!