Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев: От нашего общего решения на выборах зависит стабильность и процветание страны

Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) пришлось особенно трудно в период эпидемии коронавирусной инфекции с учетом срочной организации аттестационных экзаменов в условиях дистанционного обучения школьников. О том, как сказалась пандемия на результатах ЕГЭ и как экзаменационным комиссиям помогало МЧС, какие преобразования для получения качественного и доступного образования всеми учащимися удалось провести Службе при поддержке депутатов Государственной Думы, и какими качествами должен обладать и госслужащий, и депутат для того, чтобы реализовывать государственную политику эффективно рассказал руководитель Росбрнадзора Анзор Музаев.    

 Анзор Ахмедович, 18 августа исполнился год, как Вы были назначены руководителем Рособрнадзора. Какие основные достижения в образовании и внутри самого Рособрнадзора можно отметить? Что бы Вы назвали главным успехом по своему направлению работы? 

 За последние годы нам удалось выстроить эффективную систему оценки качества образования на разных уровнях. Эта работа была начата, когда Рособрнадзор возглавлял нынешний министр просвещения Сергей Сергеевич Кравцов, и продолжена в последний год. Благодаря работе с результатами различных оценочных процедур мы смогли увидеть проблемы в нашей системе образования и совместно с Минпросвещения организовать работу по их устранению, как в разрезе отдельных направлений, так и по конкретным регионам и муниципалитетам.  

Мы уже увидели первые результаты этой работы, когда подвели итоги мониторинга по стандартам международного исследования качества образования PISA, который мы проводили в школах в прошлом году. Результаты этого исследования, наряду с итогами сравнительных международных исследований PIRLS и TIMSS, лежат в основе расчета показателя вхождения России в десятку лучших стран мира по качеству общего образования. Это одна из ключевых целей национального проекта «Образование», и мы сейчас уже опережаем намеченный график по ее достижению.  

Сформирован и постоянно совершенствуется набор инструментов для мониторинга регионов по результатам разных оценочных процедур, который включает широкий набор различных показателей. Данные показатели характеризуют состояние региональных систем образования, уровень качества образования, а также помогают эффективно выявлять зоны особого контроля и выстраивать точечную работу с регионами и муниципалитетами. 

Важным достижением при проведении государственной итоговой аттестации стало ее совершенствование как в технологическом, так и в содержательном плане. Усилена научная и практико-ориентированная составляющая ЕГЭ, мы полностью ушли от так называемой «угадайки» – заданий с выбором одного ответа. Задания стали более творческими, ориентированными не только на проверку знаний, но и различных умений, творческого мышления. 

Технологическое развитие ЕГЭ позволяет обеспечить высокий уровень прозрачности и объективности экзаменов, в том числе исключить риски несанкционированного доступа к экзаменационным материалам. Кроме того, активно развиваются технологические решения, направленные на профилактику нарушений как со стороны участников экзаменов, так и со стороны работников экзаменационных пунктов: система видеонаблюдения, применение искусственного интеллекта для выявления нарушений и прочее. Вместе с тем, данные меры остаются не замеченными участниками ЕГЭ и не отвлекают их от процесса выполнения заданий. 

Важным стало то, что в последние годы Рособрнадзор стал открытой площадкой для выпускников, их родителей и учителей по обсуждению различных вопросов: от предложений по совершенствованию экзаменов до жалоб о нарушениях. Практически в круглосуточном режиме работают телефоны «горячих линий» по вопросам ЕГЭ, «линия доверия» ЕГЭ. 

Еще одно крайне важное достижение последнего года – принятие новой модели государственной аккредитации образовательной деятельности. Долгое время образовательными организациями процедура госаккредитации критиковалась, так как сводилась она в основном к оценке документации вуза. Вузы были недовольны и тем масштабом документов, которые запрашиваются в рамках процедуры. Нами были сделаны существенные шаги в части перевода услуг и по лицензированию, и по государственной аккредитации в электронный формат. Новая модель государственной аккредитации уменьшает административную нагрузку на образовательные организации. Основным источником информации будут данные, содержащиеся на официальных сайтах организаций, в информационных системах, статистических отчетах, поступающая в рамках межведомственного взаимодействия, и конечно, результаты оценки освоения образовательных программ, которая будет проводиться в отношении студентов. 

–– Очевидно, что многие из этих решений требовали поддержки законодателей. С учетом того, что совсем скоро будет сформирован новый состав Государственной Думы, можете подвести некий итог взаимодействия с парламентариями предыдущего созыва?  

–– Взаимодействие с Госдумой за эти годы складывалось конструктивно и плодотворно. Нам удалось реализовать ряд очень важных законодательных инициатив в сфере образования, контроля и надзора. Но самое главное – при поддержке законодателей нам в числе других федеральных органов удалось провести реформу контрольно-надзорной деятельности. И как мы видим сегодня в итоге, эта реформа полностью изменила порядок осуществления контроля.  

Кроме того, хотелось бы отметить оперативность работы Госдумы седьмого созыва при рассмотрении и приятии так называемого «закона-спутника» (Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»). В нём нашла своё отражение новая модель государственной аккредитации образовательной деятельности, в которой процедура государственной аккредитации переводится на новый уровень – от оценки бумаг к оценке показателей организации. И прежде всего – качества подготовки обучающихся. Осуществляется также переход от срочной аккредитации к бессрочной. 

Был принят ряд изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Они касались совершенствования нормативной деятельности Рособрнадзора и защиты прав педагогических работников, принимающих участие в проведении государственной итоговой аттестации. Так, например, были внесены изменения в статью 47 закона, которые обеспечили гарантии и компенсации педагогическим работникам за их работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации. Выплата компенсаций учителям теперь гарантирована не только за работу на ЕГЭ, как это было раньше, но и при проведении государственной итоговой аттестации в 9-х классах. 

С профильным Комитетом по образованию и науке у нас сложилась очень конструктивная работа. С ним же мы много лет сотрудничаем по вопросам обеспечения прав участников с ограниченными возможностями здоровья на образование и прохождение государственной итоговой аттестации. Благодаря этому взаимодействию нам удалось выстроить действительно удобную и учитывающую различные нюансы систему аттестации для разных категорий участников с ОВЗ. Недаром в последние годы большинство участников с ОВЗ выбирают для итоговой аттестации формат ЕГЭ, хотя имеют право сдавать экзамены в упрощённой форме. 

–– А чувствовали ли Вы, так сказать, «живую отдачу» от этой, безусловно, важной, но, по сути, бумажной работы? Возникало ли ощущение, что Рособрнадзор, как и всякая государственная структура, работает в первую очередь для людей 

–– Ещё раз отмечу: одна из основных функций Рособрнадзора – организация и проведение государственной итоговой аттестации. Но при всей глобальности этого мероприятия поистине всероссийского значения – и по масштабу, и по социальной значимости – мы не уходим от решения индивидуальных проблем. Ведь за каждым таким случаем стоит человеческая судьба.   

Так в непростых условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации было обеспечено право своевременно пройти государственную итоговую аттестацию для 95 обучающихся, оказавшихся за рубежом и не имевших возможности вернуться в Россию для сдачи экзаменов. И такая аттестация была проведена в 14 зарубежных странах – все наши выпускники смогли получить аттестат.  

Это, понятно, особый случай, но мы вообще ежегодно рассматриваем обращения и принимаем решения по созданию особых условий сдачи ЕГЭ и других экзаменов для участников, которым в силу ограничений по здоровью не подходит стандартная процедура. Индивидуально рассматриваются все жалобы, связанные с ситуациями несправедливости на экзаменах, нарушениями установленного порядка. Решаются и другие проблемы.  

Иногда для решения какого-то вопроса приходится прибегать к помощи коллег из других ведомств, и они идут нам навстречу. Скажем, в этом году членов государственной экзаменационной комиссии в один из отдалённых экзаменационных пунктов в Красноярском крае, который оказался отрезан из-за паводка, доставляла спецтехника МЧС. Они успели попасть на место вовремя, и ЕГЭ в этом пункте для всех участников состоялся. 

Внимательно рассматриваем обращения, связанные с соблюдением прав граждан на получение высшего образования. В ряде случаев выявлялись проблемы и нарушения, и мы оперативно принимали меры по их недопущению.  

–– Кстати, об эпидемиологической обстановке. Не секрет, что системе образования пришлось особенно непросто с учетом перевода на дистанционку учащихся, срочных решений в связи с выпускными и вступительными экзаменами… 

–– Действительно, в системе образования нам всем пришлось принять множество вызовов в связи с пандемией.  

Одним из них стала задача провести ЕГЭ и приёмную кампанию на уровне не ниже прошлых лет, а также обеспечить права обучающихся на продолжение обучения в вузах. Но соблюдая при этом все меры по сохранению здоровья как участников ЕГЭ, так и организаторов, привлекаемых к его проведению. Пришлось в оперативном режиме менять нормативную основу, регламентирующую сроки, формы и условия проведения экзаменов, а также принимать смелые управленческие решения, обеспечивающие, несмотря ни на что, права обучающихся при прохождении итоговой аттестации. 

В 2021 году организация экзаменов шла уже в более спокойном режиме. Основной период государственной итоговой аттестации начался, как обычно, в конце мая и завершился в начале июля. Дополнительный период ЕГЭ в середине июля позволил выпускникам, которые по уважительным причинам не сдали экзамены раньше, принять в них участие и поступить в желаемые вузы или колледжи.  

Факт того, что ЕГЭ в 2020 и 2021 году прошёл без сбоев с соблюдением всех требований Роспотребнадзора, говорит о правильности принятых решений.  

Примечательно, что пандемия не оказала существенного влияния на результаты ЕГЭ. Они и в этом, и в прошлом году достойные, на уровне допандемийных лет. А по отдельным предметам даже улучшились. Это говорит о том, что, несмотря на все трудности, уровень образования в наших школах не снизился, и на экзамены пришли подготовленные и мотивированные школьники. 

В целом я считаю, что Рособрнадзор успешно справился с вызовами двух последних пандемийных лет, продолжив работу в полном объеме и без потери качества. 

–– Каково пришлось сотрудникам Вашего ведомства в этот период? Как они сами были защищены от коронавирусной инфекции? 

–– Пандемия – непростой период, который заставил всех работать по-новому. Как и другим ведомствам, нам пришлось оперативно и порой весьма существенно перестраивать нашу работу, чтобы, с одной стороны, обеспечить безопасность наших работников и граждан, которые к нам обращаются, а с другой не допустить срывов в работе службы и нарушения прав граждан, связанных с получением образования. 

Для минимизации возможного распространения инфекции мы ускоренными темпами стали внедрять дистанционные форматы взаимодействия с гражданами и организациями по всем направлениям нашей деятельности. Многие из наших сотрудников были переведены на дистанционный формат работы.  

Мы проводим сегодня регулярный мониторинг заболеваемости среди служащих Рособрнадзора и работников подведомственных организаций. Всем желающим была оказана помощь в прохождении вакцинации, в том числе на ранних этапах вакцинационной кампании. В целом мы можем констатировать, что ситуация с заболеваемостью коронавирусом среди сотрудников Рособрнадзора, как и в целом по стране, сейчас находится под контролем и массовых случаев заражения нет. 

–– Эпидемия, конечно, внесла свои особенности в организацию работы, но в целом, насколько комфортные условия для работы сложились в Рособнадзоре? Что мотивирует госслужащих – ваших сотрудников – на качественное исполнение обязанностей, с учетом того, насколько это сложная профессиональная сфера – госуправление? 

–– Во многом работа государственного служащего зависит от комфортных организационно-технических и психологических условий, признания результатов профессиональной деятельности, возможностей для самореализации. Немаловажно и предоставление каждому работнику необходимых гарантий и компенсаций. Все это в своей части мы стараемся реализовать в полной мере.  

Считаю важным, что в Рособрнадзоре выстроена система персональной ответственности каждого государственного гражданского служащего за принимаемые им в процессе деятельности решения, что позволяет добиться должного подхода и отношения к работе. 

В то же время нельзя не упомянуть роль психологического климата как главной составляющей плодотворной работы в коллективе. Именно выстраивание эффективной коммуникации и хороших отношений между коллегами способствует качественному и своевременному исполнению поставленных целей и задач. Высокая мотивация работников, безусловно, приводит к повышению результативности работы всего ведомства и созданию его положительного имиджа. 

Следует отметить и активную работу профсоюзной организации Рособрнадзора, которая к настоящему времени насчитывает 168 человек, что составляет 90% от общей численности сотрудников ведомства. У нас создан Молодёжный совет, заложены новые традиции проведения интересных мероприятий. Так в этом году совместно с Московской городской организацией Профсоюза был организован флешмоб к 9 мая, в июле проведены экстремальные игры, в августе чемпионат по картингу, в котором команда Рособрнадзора заняла второе место и была награждена кубком. 

–– В 2020 году правительство приняло важные решения по повышению эффективности органов исполнительной власти. В результате новые ресурсы направлены на повышение оплаты труда госслужащих. Чувствуют ли отдачу от принимаемых мер сотрудники Рособрнадзора? 

–– Уверен, что чувствуют. Мы в Рособрнадзоре ведём системную работу по повышению мотивации госслужащих. В соответствии с действующим законодательством осуществляется премирование государственных служащих и работников, а также выплата им единовременного поощрения, материальной помощи, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, ежемесячных надбавок к должностному окладу. Предусмотрены премии за выполнение особо важных и сложных заданий. 

Также важной задачей является поддержка многодетных и малообеспеченных семей, ветеранов и молодёжи, помощь родителям в воспитании и оздоровлении детей. Например, в этом году все желающие получили для своих детей путёвки в международный детский центр «Артек» и детский центр «Орлёнок». 

–– Каким, по-Вашему, должен быть портрет эффективного госслужащего? 

–– Отличие профессии госслужащего от всех остальных состоит, в том, что её представители трудятся на благо страны, выполняют поставленные перед ними государственные задачи. В нашем случае это работа на благо и развитие российской системы образования, на повышение конкурентоспособности в мировом образовательном пространстве. 

Деятельность государственного служащего очень важна и нужна. Она связана не только с разбором документации, как многие думают. Государственные служащие, несмотря на свою кажущуюся закрытость от постороннего вмешательства, всё же находятся достаточно близко к широким массам населения страны и активно взаимодействуют с гражданами, решая в результате актуальные для образования вопросы и проблемы. Заниматься данной работой могут только люди, имеющие достаточную квалификацию, высокий уровень профессионализма, ответственно и неравнодушно относящиеся к своей работе. Они должны обладать такими личностными качествами, как коммуникативность и открытость, воспитанность и высокие морально-этические принципы, стрессоустойчивость, энергичность, умение слушать и слышать. Нужно обладать выдержкой и способностью улаживать конфликтные ситуации, уметь соблюдать этикет в общении с коллегами и гражданами.  

–– Какие цели и задачи стоят перед Рособрнадзором в ближайшие пять лет? 

–– Как вчера, так сегодня, и завтра, задача Рособрнадзора – соблюдение прав граждан на образование.  

Важно продолжить уже начатые преобразования, ориентированные на получение качественного и доступного образования на всех его уровнях.  

Нам нужно максимально эффективно использовать положительный опыт, полученный в неблагоприятной эпидемиологической ситуации. Какие-то из решений, принимавшиеся как временные, но хорошо себя зарекомендовавшие, могут стать действующими на постоянной основе.  

Стоит рассмотреть и иные формы проведения экзаменов, чтобы максимально обеспечить права всех категорий выпускников. При этом должен быть сохранен приоритет объективности и прозрачности проведения оценочных процедур и их результатов. 

Предстоит опробовать на практике новые модели аккредитации и контрольно-надзорной деятельности. При необходимости будем принимать решения по их корректировке в диалоге с профессиональным сообществом. 

–– И этот путь вам вновь предстоит пройти рука об руку с депутатским корпусом. Что бы Вы пожелали в этой связи новому составу Государственной Думы? 

–– Наверно, прежде всего, быть готовыми к предстоящим вызовам времени. Какие-то из них можно спрогнозировать уже сейчас, какие-то могут стать неожиданными, как ситуация пандемии. При этом важно, чтобы и в исполнительной, и в законодательной ветвях власти решения принимали ответственные и грамотные люди, глубоко погружённые и в образовательную, и в государственную повестку. И не склонные к пустому популизму. 

Я ранее говорил о качествах эффективного госслужащего – все они важны и для депутатов. Основными этическими принципами любого государственного служащего или депутата должны являться законность и верховенство права. Также наиважнейшим личным качеством, как и для любого профессионала своего дела, является осознание и готовность нести ответственность за каждое принятое решение.  

В сегодняшних реалиях при любой работе необходима быстрая обратная связь. Многие вопросы требуют оперативного рассмотрения, обсуждения. Хотелось бы при совместной работе с Государственной Думой эту быструю обратную связь сохранить. 

Надеемся с вновь избранным депутатским корпусом на плодотворное сотрудничество по развитию системы образования. Помощь депутатского корпуса в продвижении и реализации конструктивных идей неоценима. 

–– Пойдёте ли Вы лично на предстоящие выборы?  

–– Я полагаю, что это долг любого ответственного и неравнодушного гражданина нашей страны. От нашего общего решения зависит её стабильность, процветание, будущее наших детей. 

–– Что для вас является важным при принятии решения, как избирателя? За что лично планируете голосовать?  

–– Я не буду называть партии или персоналии, этот выбор – личное дело каждого. Я уже сказал, какие качества для меня будут являться определяющими при выборе. Могу добавить только, что в работе с новым составом Госдумы хотелось бы сохранить преемственность, чтобы в него вошли люди, хорошо знающие актуальные вопросы и задачи системы образования и способные принимать грамотные решения. 

Опубликовано: 20 августа 2021 г. /