ИНФОРМАЦИЯ


В четвертом квартале 2017 года Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки проведено 168 контрольно-надзорных мероприятия, из них по видам контроля в части:

государственного надзора за соблюдением организациями, осуществляющими образовательную деятельность, законодательства Российской Федерации в сфере образования – 128;

федерального государственного контроля качества образования – 70;

лицензионного контроля – 39 (в том числе, 35 - в части установления возможности выполнения лицензиатом/соискателем лицензии лицензионных требований при осуществлении лицензируемого вида деятельности);

государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию – 7.

По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, возбужденных Рособрнадзором в 2017 году, постановлениями судебных органов образовательным организациям, должностным лицам образовательных организаций назначены административные наказания в виде штрафов на сумму 1 миллион 892 тысячи рублей.


По результатам контрольно-надзорных мероприятий, проведенных Рособрнадзором в 4 квартале 2017 году в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее – лицензиат, образовательная организация, организация), выявлены следующие нарушения обязательных требований:


Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании):

части 7 статьи 12 Закона об образовании – организацией, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, не разработаны образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

части 7 статьи 13 Закона об образовании - организацией не заключены договоры на проведение практики, предусмотренной основной профессиональной образовательной программой, с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля;

части 2 статьи 30 Закона об образовании – в организации не принят локальный нормативный акт, регламентирующий порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся;

части 3 статьи 30 Закона об образовании – в организации при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся, не учитывается мнение совета обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся;

пункта 21 части 1 статьи 34 Закона об образовании – локальными нормативными актами организации не установлен порядок пользования обучающимися лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта организации;

части 3 статьи 35 Закона об образовании - организацией не определен порядок пользования учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги;

части 1 статьи 37 Закона об образовании - организацией не организовано питание обучающихся;

части 1 статьи 41 Закона об образовании – организация не создала условия для охраны здоровья обучающихся, включающие:

пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;

обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;

обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи;

части 3 статьи 41 Закона об образовании – в организации отсутствует помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания первичной медико-санитарной помощи;

части 6 статьи 45 Закона об образовании - в организации не принят локальный нормативный акт, устанавливающий порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения;

части 6 статьи 47 - Закона об образовании - в трудовые (должностные) обязанности и (или) индивидуальные планы педагогических работников организации не включаются - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися;

части 1 статьи 48 Закона об образовании - педагогические работники организации систематически не повышают свой профессиональный уровень, не проходят в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда; педагогические работники не проходят в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

части 2 статьи 49 Закона об образовании – в организации не проводится аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям один раз в пять лет;

части 3 статьи 50 Закона об образовании – в организации отсутствуют научные работники, в обязанности которых входит формирование у обучающихся профессиональных качеств по избранным профессии, специальности или направлению подготовки; развитие у обучающихся самостоятельности, инициативы, творческих способностей;

пункта 1 части 1 статьи 54 Закона об образовании - договор на оказание образовательных услуг заключен лицензиатом с несовершеннолетним обучающимся;

части 6 статьи 54 Закона об образовании - договоры на оказание образовательных услуг содержат условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенного уровня и направленности и подавших заявление о приеме на обучение, и обучающихся, снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании;

части 2 статьи 55 Закона об образовании - организация не знакомит поступающего и (или) его родителей (законных представителей) с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся;

части 5 статьи 61 Закона об образовании - организация при досрочном прекращении образовательных отношений не выдает справку об обучении в трехдневный срок после издания распорядительного акта об отчислении обучающегося;

части 2 статьи 62 Закона об образовании – организацией не принят локальный нормативный акт, определяющий порядок и условия восстановления в организацию обучающегося, отчисленного по инициативе этой организации;

части 9 статьи 76 Закона об образовании - содержание реализуемых образовательной организацией дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации) не учитывает профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе;

части 3 статьи 79 Закона об образовании - в организации отсутствуют специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.


Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706:

подпункта «ж» пункта 12 - договоры об оказании платных образовательных услуг не содержат сведения об ответственности исполнителя, заказчика и обучающегося;

подпункта «н» пункта 12 - договоры об оказании платных образовательных услуг не содержат сведения о виде документа, выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы).


Правил формирования и ведения федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных систем обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 № 755:

пункта 7 - в организации не назначены лица, ответственные за подготовку и передачу сведений в ФИС ГИА и Приема;

пункта 12 - при проведении приема на обучение организацией:

- нарушены сроки внесения сведений о лицах, подавших заявления о приеме на обучение в образовательную организацию;

- не внесены сведения: о правилах приема, о количестве мест для приема на обучение с указанием формы обучения, в т.ч. квоты целевого приема, о количестве мест для приема по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц; об особых правах, предоставленных поступающим при приеме в организацию; результаты вступительных испытаний; списки лиц, рекомендованных к зачислению, а также заявления лиц, отказавшихся от зачисления.


Порядка заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2013 № 1076:

пункта 5 - организация в течение 10 календарных дней со дня получения предложения в письменной форме о заключении договоров о целевом приеме в письменной форме не сообщила органу или организации о своем согласии на заключение договора о целевом приеме и не информировала орган или организацию о количестве граждан, которые могут быть приняты образовательной организацией в рамках целевого приема, или об отказе в заключении договора о целевом приеме в связи с отсутствием по соответствующей специальности или направлению подготовки контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

пункта 10 - договоры о целевом обучении заключены после начала целевого приема; в договорах о целевом обучении не указана дата заключения договора.


Правил формирования и ведения федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 729:

пункта 5 - организацией не внесены сведения о документах, выданных:

с 01.01.2004 по 31.12.2008 включительно (в срок до 31.12.2016 включительно);

с 01.01.2009 по 28.12.2013 включительно (в срок до 31.12.2014 включительно);

с 01.01.2013 - в течение 60 дней с даты выдачи документов.


Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582:

пункта 3 - организация не размещает на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» следующую информацию:

- образцы договоров об оказании платных образовательных услуг;

- о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов образовательной организации, в том числе контактные телефоны;

- об отчетах по самообследованию;

пункта 6 - на сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не обновляются сведения не позднее 10 дней после их изменений.


Порядка проведения конкурса на замещение должностей научных работников, утвержденного приказом Минобрнауки России от 02.09.2015 № 937:

пункта 1 - в организации не проводится конкурс на замещение должностей, включенных в перечень должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу;

пункта 2 - трудовой договор с научным работником заключен на срок более одного года без прохождения процедуры конкурсного отбора;

пункта 4 - в организации не сформирована конкурсная комиссия для проведения конкурса на замещение должностей научных работников; положение о конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение должностей научных работников, ее состав и порядок работы организацией не определены; Положение о конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение должностей научных работников, её состав и порядок работы не размещены университетом на официальном сайте университета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет;

пункта 12 - конкурсная комиссия организации по итогам рассмотрения заявок не составляет рейтинг претендентов.


Положения о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утвержденного приказом Минобрнауки России от 23.07.2015№ 749 :

пункта 3 - заключению трудовых договоров на замещение должностей педагогических работников не предшествовало избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности;

пункта 9 - в объявлении о проведении конкурса на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не указываются место и дата проведения конкурса; не указаны квалификационные требования;

пункта 10:

- педагогические работники филиала не проходят в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

- отсутствуют копии документов, подтверждающих соответствие претендента квалификационным требованиям, и документы, подтверждающие отсутствие у него ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, предусмотренных нормативными правовыми актами;

пункта 11 - в организации не определен регламент деятельности коллегиального органа управления, связанной с замещением должностей педагогических работников в организации, а также процедура избрания по конкурсу на должности педагогических работников.


Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавариата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301⃰⃰⃰

пункта 6 - отсутствуют копии разработанных и утвержденных организацией образовательных программ;

пункта 8 - в составе основных профессиональных образовательных программ высшего образования отсутствуют рабочие программы учебных дисциплин (модулей), программы практик, оценочные и методические материалы;

пункта 15 - при реализации основных профессиональных образовательных программам высшего образования образовательная организация не обеспечивает возможность освоения обучающимся факультативных дисциплин;

пункта 16 - объем части образовательной программы составляет дробное число зачетных единиц;

пункта 17 – в организации не установлена величина зачетной единицы в пределах от 25 до 30 астрономических часов;

пункта 21 - в организации в срок получения высшего образования включается время нахождения обучающегося в академическом отпуске, в отпуске по беременности и родам, а также нахождение в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

пункта 23 - в организации не установлено начало учебного года по заочной и очно-заочной формам обучения;

пункта 24 - объем общей продолжительности каникул в течение учебного года при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования не соответствует установленным требованиям;

пункта 25 - в продолжительность обучения и каникул в течение учебного года включены нерабочие праздничные дни;

пункта 33 - при реализации основной профессиональной образовательной программы высшего образования для проведения занятий семинарского типа организацией из числа обучающихся сформированы учебные группы численностью более 30 человек;

пунктов 35, 37 - отсутствует локальный нормативный акт, определяющий обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении; в индивидуальных учебных планах студентов отсутствует перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности, промежуточной аттестации, соответствующие образовательной программе высшего образования, реализуемой организацией с нормативным сроком обучения; не соблюдается логическая и содержательно-методическая взаимосвязь дисциплины (модуля) с другими блоками, дисциплинами (модулями), практиками, предусмотренными соответствующими образовательными программами высшего образования с полным нормативным сроком обучения; не установлен срок обучения по индивидуальному учебному плану;

пункта 40 - отсутствует локальный нормативный акт, устанавливающий формы промежуточной аттестации, ее периодичность и порядок ее проведения, а также порядок и сроки ликвидации академической задолженности;

пункта 43 - организацией не установлены условия и порядок зачисления экстернов в организацию, сроки прохождения ими промежуточной и государственной итоговой аттестации.


Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464:

пункта 18 - образовательная организация ежегодно не обновляет образовательные программы среднего профессионального образования с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы;

пункта 28 - при реализации основных образовательных программ среднего профессионального образования учебным планом не предусмотрена учебная деятельность обучающихся в виде лекций, семинаров;

пункта 29 - при реализации основной образовательной программы среднего профессионального образования численность обучающихся в учебной группе составляет более 25 человек;

пункта 30 - организацией не определен порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования;

пункта 31 - при реализации основных образовательных программ среднего профессионального образования организация не установила систему оценок при промежуточной аттестации;

пункта 36 - в организации не предусмотрена выдача свидетельства о профессии рабочего, должности служащего по результатам освоения профессионального модуля основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования;

пункта 37 - в личных делах обучающихся по основной образовательной программе среднего профессионального образования окончивших образовательную организацию, отсутствуют заверенные копии документов об образовании.


Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.11.2013 № 1258:

пункта 10 - в составе основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре отсутствуют календарные учебные графики, учебные планы, программы практик;

пункта 12 - на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не размещена информация о программах ординатуры;

пункта 25 - общая продолжительность каникул в учебном году, определенная календарным учебным графиком основной профессиональной образовательной программы высшего образования - программы подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре менее 6 недель.


Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.11.2013 № 1259:

пункта 10 - содержание вариативной части основной профессиональной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки кадров высшей квалификации не соответствуют направленности программы аспирантуры;

пункта 11 - образовательная организация при реализации основной профессиональной образовательной программы высшего образования - программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре не обеспечивает обучающимся возможность освоения факультативных дисциплин;

пункта 12 - основная профессиональная образовательная программа высшего образования - программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре не включают в себя: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы дисциплин (модулей), программы практик, оценочные средства, методические материалы;

пункта 13 - в рабочих программах дисциплин основной профессиональной образовательной программы высшего образования - программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре не определены планируемые результаты обучения, знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения программы аспирантуры;

пункта 18 - объем части образовательной программы не составляет целое число зачетных единиц.


Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499:

пункта 6 - в структуре дополнительной профессиональной программы повышения квалификации не представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения; в структуре дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки не представлены: характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации; характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы;

пункта 8 - содержание дополнительных профессиональных программ не учитывает профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям;

пункта 9 - дополнительные профессиональные программы не включают в себя: цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы;

пункта 10 - дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки разработана организацией без учета установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов;

пункта 12 - для дополнительной профессиональной программы не определены сроки ее освоения;

пункта 17 - учебными планами по реализуемым организацией дополнительным профессиональным программам (программам повышения квалификации) не определены конкретные виды учебных занятий и учебных работ.


Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008:

пункта 5 - в дополнительных общеразвивающих программах не определены сроки обучения; организацией не разработаны дополнительные общеобразовательные программы;

пункта 8 - не разработан локальный нормативный акт, устанавливающий порядок обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемых дополнительных общеобразовательных программ;

пункта 11 - дополнительная общеобразовательная программа, реализуемая организацией, ежегодно не обновляется с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.


Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным и дополнительным общеобразовательным программам в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, представительствах Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, утвержденного приказом МИД России от 19.11.2013 № 21428:

пункта 6.2. - Положение о специализированном структурном образовательном подразделении загранучреждения МИД России не содержит информацию о каждой из реализуемых образовательных программ с краткой характеристикой каждой из реализуемых программ, а также предусмотренных законодательством Российской Федерации документах об обучении и документах об образовании, выдаваемых по результатам обучения;

в нарушение пункта 6.5. Порядка - Положение о специализированном структурном образовательном подразделении загранучреждения МИД России не содержит информацию о правах и обязанностях загранучреждения МИД России, руководителя загранучреждения МИД России;

пункта 22.2 - в заявлениях о приеме на обучение отсутствуют реквизиты документа, удостоверяющего личность поступающего, адрес фактического места жительства и контактные данные;

пункта 22.3 - в заявлениях о приеме на обучение отсутствуют данные о правовых основаниях законного представительства, адрес места работы, занимаемая должность того из родителей (законных представителей), реквизиты удостоверяющих родство или отношения законного представительства документов, приложенных к заявлению;

в нарушение пункта 32 Порядка - образовательная программа не утверждена приказом руководителя загранучреждения МИД России.


Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 27.11.2015 № 1383:

пункта 3 - в рабочих программах практик не указаны тип, способ, форма проведения практик, указание места практики в структуре образовательной программы; фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике;

пункта 8 - отсутствуют договоры о проведении практик с организациями, деятельность которых соответствует профессиональным компетенциям, осваиваемым в рамках основной образовательной программы;

пункта 9 - организацией не установлен конкретный способ проведения практики, предусмотренной основной профессиональной образовательной программой высшего образования;

пункта 11 - для руководства практикой, проводимой в профильной организации, не назначен руководитель практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу образовательной организации, организующей проведение практики, и руководитель практики из числа работников профильной организации;

пункта 13 - руководителем практики от профильной организации не обеспечено предоставление рабочих мест обучающимся, не согласованы индивидуальные задания, содержание и планируемые результаты практики; не проведен инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка;

пункта 14 - при проведении практики в профильной организации руководителем практики от организации и руководителем практики от профильной организации не составлен совместный рабочий график (план) проведения практики;

пункта 19 - в образовательной организации отсутствует локальный нормативный акт, устанавливающий порядок оценивания и учет результатов прохождения практик обучающимися;

пункта 22 - в образовательной организации отсутствует локальный нормативный акт, устанавливающий порядок оплаты проезда к месту проведения практики и обратно, а также дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).

Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18.04.2013 № 291:

пункта 7 - при реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования практика по профилю специальности не направлена на формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций; преддипломная практика не направлена на углубление первоначального практического опыта обучающегося, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы в организациях различных организационно-правовых форм;

пункта 14 - при реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования образовательная организация не согласовывает с организациями, осуществляющими деятельность по образовательным программам соответствующего профиля (далее - профильная организация) формы отчетности и оценочный материал прохождения практики;

пункта 15 - при проведении практики по специальностям профильная организация не согласовывает задания на практику; не участвует в определении процедуры оценки результатов освоения общих и профессиональных компетенций, полученных в период прохождения практики, а также оценке таких результатов; не участвует в формировании оценочного материала для оценки общих и профессиональных компетенций, освоенных обучающимися в период прохождения практики;

пункта 21 - в период прохождения практики обучающимся не ведется дневник практики; по результатам практики обучающиеся составляют отчет, который не утверждается организацией.


Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 29.06.2015 № 636:

пункта 20 - для рассмотрения апелляций по результатам государственной итоговой аттестации в организации не созданы апелляционные комиссии; в образовательной организации не установлен регламент работы государственной экзаменационной и апелляционной комиссий;

пункта 26 - в организации установлен состав государственной экзаменационной комиссии, в которой доля лиц, являющихся ведущими специалистами - представителями работодателей или их объединений в соответствующей области профессиональной деятельности, в общем числе лиц, входящих в состав государственной экзаменационной комиссии, составляет менее 50 процентов;

пункта 27 - организацией в состав государственной экзаменационной комиссии для проведения государственной итоговой аттестации включен секретарь;

пункта 29 - в протоколе заседания государственной экзаменационной комиссии по приему государственного аттестационного испытания не отражаются характеристика ответов на заданные обучающемуся вопросы, мнения председателя и членов государственной экзаменационной комиссии о выявленном в ходе государственного аттестационного испытания уровне подготовленности обучающегося к решению профессиональных задач, а также о выявленных недостатках в теоретической и практической подготовке обучающегося; протоколы заседаний государственной экзаменационной комиссии не сшиты в книги;

пункта 31 - программы государственных экзаменов не содержат рекомендации обучающимся по подготовке к государственному экзамену;

пункта 32 - организация утверждает перечень тем выпускных квалификационных работ и доводит его до сведения обучающихся позднее 6 месяцев до даты начала государственной итоговой аттестации;

пункта 33 - в организации позднее чем за 30 календарных дней до дня проведения первого государственного аттестационного испытания утверждается распорядительным актом расписание государственных аттестационных испытаний; в расписании государственных аттестационных испытаний не указаны дата, время и место проведения предэкзаменационных консультаций; расписания государственных итоговых испытаний и предэкзаменационных консультаций не утверждаются распорядительным актом организации


Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 16.08.2013 № 968:

пункта 6 - в образовательной организации в 2017 году государственные экзаменационные комиссии сформированы без включения в их состав педагогических работников, имеющих ученую степень и (или) ученое звание;

пункта 15 - программы государственной итоговой аттестации, требования к выпускным квалификационным работам, а также критерии оценки знаний утверждены образовательной организацией без обсуждения их на заседании педагогического совета образовательной организации и без участия председателей государственных экзаменационных комиссий;

пункта 24 - при проведении государственной итоговой аттестации в 2017 году решение государственной экзаменационной комиссии не оформлено протоколом;

пункта 32 - при проведении государственной итоговой аттестации в 2017 году состав апелляционной комиссии не утверждается образовательной организацией одновременно с утверждением состава государственных экзаменационных комиссий


Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18.03.2016 № 227:

пункта 13 - по программам аспирантуры образовательная организация не установила критерии оценки научного доклада;

пункта 27 - в составе государственной экзаменационной комиссии доля лиц, являющихся ведущими специалистами представителями работодателей или их объединений в соответствующей области профессиональной деятельности и (или) представители органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в соответствующей области профессиональной деятельности, в общем числе лиц, входящих в состав государственной экзаменационной комиссии, составляет менее 50 процентов;

пункта 28 - секретарь государственной экзаменационной комиссии является ее членом;

пункта 30:

а) в протоколе заседания государственной экзаменационной комиссии по приему государственного аттестационного испытания не отражается характеристика ответов на заданные вопросы, мнение членов государственной экзаменационной комиссии о выявленном в ходе государственного аттестационного испытания уровне подготовленности обучающегося к решению профессиональных задач, а также о выявленных недостатках в теоретической и практической подготовке обучающегося;

б) протокол заседания государственной экзаменационной комиссии подписан членами государственной экзаменационной комиссии


Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.06.2013 № 443:

пункта 7 - для принятия решения о переходе обучающегося с платного обучения на бесплатное в организации не создается специальная комиссия;

пункта 15 - на официальном сайте организации не размещен протокол заседания специально созданной образовательной организацией комиссии по рассмотрению заявлений обучающихся о переходе с платного на бесплатное обучение;

пункта 16 - в организации переход с платного обучения на бесплатное оформляется распорядительным актом, изданным руководителем организации, позднее 10 календарных дней с даты принятия решения о таком переходе


Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147:

 пункта 4 и пункта 123 - Правилами приема на обучение по образовательным программам высшего образования в организацию на места по договорам об оказании платных образовательных услуг не установлена процедура зачисления;

пункта 7 - организацией не выделена особая квота не менее 10% бюджетных мест в рамках контрольных цифр приема;

пункта 11 - правилами приема в организацию не установлено условие поступления, по которому проводится прием: по организации в целом, включая все ее филиалы, или раздельно для обучения в организации и для обучения в каждом из ее филиалов;

пункта 17 - образовательной организацией не созданы экзаменационные и апелляционные комиссии, не разработаны локальные нормативные акты, регламентирующие полномочия и порядок деятельности апелляционной комиссий;

пункта 18 и пункта 19 - Правилами приема на обучение по образовательным программам высшего образования не установлены:

- сроки приема по программам бакалавриата, программам магистратуры при приеме по очной форме обучения по договорам об оказании платных образовательных услуг:

- срок начала приема документов, необходимых для поступления;

- срок завершения приема документов, необходимых для поступления, от лиц, поступающих на обучение по результатам иных вступительных испытаний, проводимых организацией высшего образования самостоятельно;

- срок завершения проводимых организацией высшего образования самостоятельно вступительных испытаний, завершения приема документов, необходимых для поступления, от лиц, поступающих на обучение без прохождения указанных вступительных испытаний;

- сроки приема по  программам бакалавриата при приеме по заочной форме обучения,  по договорам об оказании платных образовательных услуг:

- срок завершения приема документов, необходимых для поступления, от лиц, поступающих на обучение по результатам иных вступительных испытаний, проводимых организацией высшего образования самостоятельно;

- срок завершения проводимых организацией высшего образования самостоятельно вступительных испытаний, завершения приема документов, необходимых для поступления, от лиц, поступающих на обучение без прохождения указанных вступительных испытаний.

пункта 30 - образовательной организацией не установлена школа оценивания для вступительных испытаний;

пункта 49 - образовательная организация не разместила в установленный срок на своем официальном сайте в сети «Интернет»:

- правила приема в организацию; информацию о количестве мест для приема на обучение по различным условиям поступления: в рамках контрольных цифр (с указанием особой квоты, без указания целевой квоты), по договорам об оказании платных образовательных услуг;

- информацию об особых правах и преимуществах;

- о порядке учета индивидуальных достижений поступающих;

- о необходимости (отсутствии необходимости) прохождения поступающими обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования);

- о минимальном количестве баллов по различным условиям поступления;

- о возможности сдачи вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно, на языке республики Российской Федерации, на территории которой расположена организация, на иностранном языке (в случае проведения таких вступительных испытаний);

- о проведении вступительных испытаний с использованием дистанционных технологий (в случае проведения таких вступительных испытаний);

пункта 50 - организация не обеспечивает функционирование раздела сайта для ответов на обращения, связанные с приемом на обучение;

пункта 51 - организация на официальном сайте не размещает и ежедневно не обновляет информацию о количестве поданных заявлений и списки лиц, подавших документы, необходимые для поступления;

пункта 65 - в заявлении о приеме не предусмотрено указание поступающим оснований для участия в конкурсе по результатам вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно; язык, на котором поступающий намерен сдавать каждое вступительное испытание, проводимое организацией самостоятельно (во всех представленных заявлениях на прием); сведения о необходимости создания для поступающего специальных условий при проведении вступительных испытаний в связи с его ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью (с указанием перечня вступительных испытаний и специальных условий) (во всех представленных заявлениях на прием); способ возврата поданных документов (в случае непоступления на обучение и в иных случаях, установленных Порядком); в бланке заявления требуется указание сведений, не предусмотренных Порядком приема;

пункта 68 - организация при подаче заявления о приеме требует представление поступающими документов и материалов, не предусмотренных Порядком приема;

пункта 90 - Правилами приема не установлен срок объявления результатов вступительного испытания на официальном сайте и информационном стенде;

пункта 93 - в организации не созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях;

пункта 113 - в списках поступающих абитуриентов на 2017-2018 учебный год не указано количество баллов за индивидуальные достижения;

пункта 116 - отсутствуют заявления поступающих о согласии на зачисление с указанием условий поступления и оснований приема по одному конкретному конкурсу, в соответствии с результатами которого поступающий хочет быть зачисленным;

пункта 124 - организация провела зачисление студентов очной и заочной форм обучения после дня начала учебного года.


Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.01.2017 № 13:

пункта 10 - в организации отсутствует положение об апелляционной комиссии;

пункта 12 - организацией не размещена до 1 октября 2017 г. на официальном сайте и на информационном стенде информация:

- о сроках начала и завершения приема документов, необходимых для поступления, сроках проведения вступительных испытаний;

- об условиях поступления;

- о перечне вступительных испытаний и их приоритетности при ранжировании списков поступающих;

- о шкале оценивания и минимальном количестве баллов, подтверждающих успешное прохождение вступительного испытания (для каждого вступительного испытания);

- о формах проведения вступительных испытаний;

- о порядке учета индивидуальных достижений поступающих;

- об особенностях проведения вступительных испытаний для поступающих инвалидов;

- о правилах подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний;

- образец договора об оказании платных образовательных услуг;

- о наличии общежития;

пункта 23 - при подаче заявления о приеме требуются большее количество фотографий, чем предусмотрено Порядком приема;

пункта 30 - образовательной организацией не установлена шкала оценивания результатов вступительных испытаний.


Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся, утвержденного приказом Минобрнауки России от 13.06.2013 № 455:

пункта 5 - решение о предоставлении академического отпуска не принято руководителем организации или уполномоченным им должностным лицом в десятидневный срок со дня получения от обучающегося заявления


Порядка перевода обучающихся в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и (или) высшего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 10.02.2017 № 124:

пункта 3 - образовательной организацией не определены сроки проведения перевода, в том числе сроки приема документов, необходимых для перевода;

пункта 5 - образовательной организацией не определено количество вакантных мест для перевода, финансируемых по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;

пункта 11 - обучающемуся, желающему быть переведенным в другую организацию, в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления не выдана справка о периоде обучения;

пункта 13 - в организации отсутствует локальный нормативный акт, определяющий порядок и сроки проведения конкурсного отбора лиц, подавших заявление о переводе;

пункта 14 - в справке о переводе не указывается уровень среднего профессионального или высшего образования;

пункта 17 - в личных делах лиц, отчисленных в 2017 году в связи с переводом, не хранятся зачетная книжка и студенческий билет;

пункта 20 - в организации при зачислении по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц изданию приказа о зачислении в порядке перевода не предшествует заключение договора об образовании; в личных делах студентов отсутствует выписки из приказа об отчислении в связи с переводом


Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утвержденного приказом Минобрнауки России от 13.02.2014 № 112:

пункта 25 - книга регистрации выданных документов об образовании и о квалификации не соответствует установленным требованиям, отсутствуют:

- данные о дате и номере приказа об отчислении;

- подпись руководителя подразделения (службы) организации, выдающей диплом (дубликат);

- подписи лиц, которым диплом выдан лично, либо по доверенности, либо дата и номер почтового отправления (если диплом (дубликат) направлен через операторов почтовой связи общего пользования);

- дата и номер протокола государственной экзаменационной комиссии;

- наименование специальности или направления подготовки, наименование присвоенной квалификации;

пункта 26 - в организации листы книги регистрации выданных документов об образовании и о квалификации не пронумерованы;

пункта 29 - в организации для учета выдачи дипломов и дубликатов в организациях не ведутся книги регистрации выданных документов об образовании и о квалификации.


Порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов, утвержденного приказом Минобрнауки России от 25.10.2013 № 1186:

пункта 11 - в образовательной организации не установлен порядок уничтожения испорченных при заполнении бланков дипломов и приложений к ним;

пункта 18 - в организации бланки дипломов о среднем профессиональном образовании и приложений к ним как документы строгой отчетности не учитываются по специальному реестру;

пункта 20 - в книгу регистрации не вносятся следующие данные: в случае получения диплома по доверенности - фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, которому выдан документ; наименование профессии; подпись уполномоченного лица образовательной организации, выдающего диплом (дубликат диплома); подпись лица, которому выдан документ, либо дата и номер почтового отправления;

пункта 22 - по результатам государственной итоговой аттестации в 2017 году выпускникам университета были выданы дипломы с приложениями позднее 10 дней после издания приказа об отчислении выпускников.


Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации, утвержденных приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785:

подпункта 3.2 пункта 3 - отсутствует обязательная информация о наличии положений о структурных подразделениях (об органах управления) с приложением копий указанных положений;

подпункта 3.3 пункта 3 - отсутствуют локальные нормативные акты, регламентирующие режим занятий обучающихся, предусмотренные частью 2 статьи 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

подпункта 3.4 пункта 3 – на сайте организации отсутствует обязательная информация:

о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;

о языках, на которых осуществляется образование (обучение);

о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления;

о результатах приема по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования (при наличии вступительных испытаний), каждому направлению подготовки или специальности высшего образования с различными условиями приема (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц) с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям, а также о результатах перевода, восстановления и отчисления;

аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы) с приложением их копий (при наличии);

подпункта 3.5 пункта 3 - отсутствует копии федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования или гиперссылка на соответствующий документ;

подпункта 3.6 пункта 3 - на сайте организации:

а) отсутствует адреса электронной почты руководителя образовательной организации и его заместителей;

б) отсутствует информация:

о персональном составе педагогических работников, а именно: не указаны уровень образования, квалификация, наименование направления подготовки и (или) специальности;

не указаны сведения о квалификации, наименование направления подготовки и (или) специальности, квалификация, общий стаж работы, стаж работы по специальности;

подпункта 3.7 пункта 3 - отсутствует информация о материально-техническом обеспечении образовательного процесса, а именно: сведения о наличии объектов спорта, средств обучения и воспитания, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям;

подпункта 3.8 пункта 3 - отсутствует информация о трудоустройстве выпускников;

подпункта 3.11 пункта 3 - отсутствует информация о количестве вакантных мест по образовательным программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.


При проведении федерального государственного контроля качества образования выявлены несоответствия федеральным государственным образовательным стандартам:

в учебных планах, входящих в состав основных профессиональных образовательных программ высшего образования, не установлены элективные дисциплины (модули) по физической культуре и спорту;

в Блок 4 «Государственная итоговая аттестация» основной профессиональной образовательной программы высшего образования - программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре не входят подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена, а также представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации), оформленной в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Министерством образования и науки Российской Федерации;

квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации не соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный № 20237);

в составе основной профессиональной образовательной программы высшего образования не входят лабораторные практикумы по дисциплинам (модулям) профессионального цикла, формирующие у обучающихся соответствующие умения и навыки;

функционирование электронной информационно-образовательной среды не обеспечено соответствующей квалификацией работников, ее использующих;

основная образовательная программа реализуется с нарушением установленных требований в части отсутствия:

- фиксации хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;

- сохранения рецензий и оценок на работы обучающегося со стороны любых участников образовательного процесса;

- взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет»;

электронная информационно-образовательная среда организации не обеспечивает формирование электронного портфолио обучающегося;

при реализации основной профессиональной образовательной программы высшего образования к образовательному процессу не привлекаются научно-педагогические работники из числа работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой образовательной программы, имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет;

штатный научно-педагогический работник организации, осуществляющий общее руководство научным содержанием программы магистратуры, не имеет ежегодных публикаций по результатам научно-исследовательской (творческой) деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, не осуществляет ежегодную апробацию результатов научно-исследовательской (творческой) деятельности на национальных и международных конференциях;

в организации отсутствует помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования;

при реализации основной профессиональной образовательной программы высшего образования образовательная организация не определила необходимый комплект лицензионного программного обеспечения в рабочих программах дисциплин;

при реализации основной профессиональной образовательной программы высшего образования в программах учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, преддипломной практики не выбраны типы практик в зависимости от видов деятельности (на которые ориентирована программа бакалавриата;

в программах производственной и педагогической практик основной профессиональной образовательной программы высшего образования не предусмотрены способы их проведения, а также не учитывается состояние здоровья и требования по доступности выбора мест прохождения практики для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

в рабочих программах дисциплин основной профессиональной образовательной программы высшего образования не определены современные профессиональные базы данных (в том числе международные реферативные базы данных научных изданий) к которым должен быть обеспечен доступ обучающихся и научно - педагогических работников.