СПРАВКА


В целях профилактики правонарушений, допускаемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки информирует о результатах исполнения государственных функций по контролю (надзору) в 2016 году.

В соответствии с установленными Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 г. № 564, полномочиями Рособрнадзором в 2016 году осуществлено 536 контрольно-надзорных мероприятий (77 – в соответствии с Планом проведения Рособрнадзором плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 год и 459– внеплановых).

В результате проведенных проверок выявлены нарушения лицензионных требований, законодательства Российской Федерации в сфере образования, требований федеральных государственных образовательных стандартов, послужившие основанием для возбуждения в отношении юридических и должностных лиц дел об административных правонарушениях, выдачи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, предписаний об устранении выявленных нарушений, принятия иных мер административного воздействия.

В 2016 году возбуждено 501 дело об административном правонарушении (на юридические лица – 233, на должностные – 268).

Постановлениями судебных органов юридические и должностные лица образовательных организаций подвергнуты административным наказаниям:

в виде штрафов на общую сумму в
6 миллионов 35 тысяч рублей;

2 юридическим лицам назначены административные наказания в виде предупреждения;

административное приостановление деятельности осуществлено в 3 образовательных организациях на срок от 7 до 90 суток.

Образовательным организациям, допустившим нарушения установленных требований, выдано 471 предписание Рособрнадзора об устранении выявленных нарушений (в том числе 160 образовательным организациям выданы повторные предписания).

За неисполнение предписаний Рособрнадзора (в том числе выданных в предыдущие годы):

в 169 образовательных организациях проведены внеплановые проверки исполнения предписаний;

запрещен прием в 139 образовательных организаций;

27 образовательным организациям приостановлено действие лицензий на осуществление образовательной деятельности;

на основании решений арбитражных судов аннулировано действие лицензии на осуществление образовательной деятельности 9 организаций.

В связи с исполнением предписания 1 образовательной организации действие лицензии на осуществление образовательной деятельности возобновлено, 94 образовательным организациям – возобновлен прием.

В соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.12.2014 № 500-ФЗ) по результатам федерального государственного контроля качества образования по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам в 2016 году изданы распорядительные акты Рособрнадзора:

о приостановлении действия свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности - 134;

о лишении свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности – 163;

о возобновлении действия государственной аккредитации – 84.


Информация о типовых нарушениях, допускаемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, выявленных Рособрнадзором в 2016 году, представлена в приложениях 1-4 к Справке.




























ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Типовые нарушения,

выявленные при осуществлении лицензионного контроля


Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966:

у ряда организаций, осуществляющих образовательную деятельность, отсутствуют документы, подтверждающие наличие на праве собственности или ином законном основании всех необходимых для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам помещений и территорий;

организации, осуществляющие образовательную деятельность, не полностью выполняют требования федеральных государственных образовательных стандартов к материально-техническому обеспечению основных профессиональных образовательных программ, не обеспечивают оборудование помещений в соответствии с государственными требованиями:

помещение для самостоятельной работы обучающихся не оснащено компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации;

не оборудованы фото - или видеостудия, лаборатории, мастерские;

отсутствуют тренажеры, тренажерные комплексы, стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы;

отсутствуют наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие рабочим учебным программам дисциплин (модулей) для проведения занятий лекционного типа;

отсутствуют разработанные в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» основные профессиональные образовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы; дополнительные профессиональные программы;

при привлечении педагогических работников образовательные организации не учитывают требования статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требования федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации программ: при подборе и расстановке научно-педагогических работников организации не всегда принимают во внимание уровень профессиональной подготовки работника, необходимый для выполнения должностных обязанностей, а также требования к стажу работы, или рекомендации аттестационной комиссии, оценивающей практический опыт работника; не по всем реализуемым основным профессиональным образовательным программам доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по основной образовательной программе, соответствует установленным требованиям; не по всем реализуемым основным профессиональным образовательным программам к образовательному процессу привлечены преподаватели из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений;

не у всех лицензиатов печатные и (или) электронные образовательные и информационные ресурсы по реализуемым основным профессиональным образовательным программам соответствуют требованиям федеральных государственных образовательных стандартов: отсутствует обеспечение каждого обучающегося в течение всего периода обучения индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации; отсутствует основная учебная литература, рекомендованная в рабочих программах дисциплин (модулей);

в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам, отсутствуют научные работники, в должностные обязанности которых входит формирование у обучающихся профессиональных качеств по избранной профессии, специальности или направлению подготовки; развитие у обучающихся самостоятельности, инициативы, творческих способностей.






















ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Типовые нарушения,

выявленные при осуществлении федерального государственного надзора в сфере образования


Образовательными организациями высшего образования допускались следующие нарушения требований, установленных:

Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

расписание занятий не предусматривает перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся;

образовательная организация не предоставляет безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся;

образовательной организацией не организовано расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в учреждении, осуществляющем образовательную деятельность;

образовательной организацией не организована профилактика и запрещение употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсов и аналогов и других одурманивающих средств;

организация не создала условий для систематического повышения профессионального уровня преподавателей;

организация не создала условий для проведения аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

организация не направляет педагогических работников для прохождения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров в соответствии с трудовым законодательством;

организация не создала условий для прохождения педагогическими работниками в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда.


Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»:

в договорах на оказание платных образовательных услуг не указываются:

- полная стоимость образовательных услуг;

- вид и уровень образовательной программы;

- вид документа, выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им части образовательной программы;

- права заказчика и обучающегося;

локальный акт образовательной организации предусматривает оплату: повторной процедуры защиты дипломного проекта; повторного прохождения итоговой государственной аттестации; оплату за пересдачу экзаменов и зачетов;

локальный акт образовательной организации допускает увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора на величину, превышающую уровень инфляции, предусмотренный основными характеристиками федерального бюджета на плановый период;

в договорах об оказании платных образовательных услуг предусмотрено право исполнителя на изменение стоимости обучения по иным факторам, кроме увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.


Правилами размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582,

нарушения выявлены в большинстве проверенных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в части отсутствия (размещение неполной информации) на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».


Положением о прядке проведения аттестации работников, занимающих должности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30.03.2015 № 293:

организацией не определены порядок формирования и регламент деятельности аттестационных комиссий.

Положением о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утвержденным приказом Минобрнауки России от 23.07.2015 № 749:

заключению трудового договора на замещение должности педагогического работника в организации, а также переводу на такую должность не предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности;

на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сайт организации) информация об объявлении конкурса с перечнем вакантных должностей педагогических работников размещается менее чем за два месяца до даты его проведения;

руководитель организации (уполномоченное им лицо) на сайте организации не объявляет фамилии и должности педагогических работников, у которых в следующем учебном году истекает срок трудового договора, не позднее двух месяцев до окончания текущего учебного года;

объявление о проведении конкурса на сайте организации не содержит сведении о квалификационных требованиях по должностям педагогических работников, о месте (адресе) приема заявлений для участия в конкурсе, месте проведения конкурса и дате его проведения;

к конкурсу допускались претенденты, не представившие все установленные документы, а также претенденты, представившие документы, не соответствующие требованиям, предъявляемым к соответствующей должности;

организацией не определены регламент деятельности коллегиального органа образовательной организации и процедура избрания по конкурсу на должности педагогических работников.

Порядком проведения конкурса на замещение должностей научных работников, утвержденным приказом Минобрнауки России от 02.09.2016 № 937:

положение о конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение должностей научных работников, ее состав и порядок работы не размещены на сайте организации;

в состав конкурсной комиссии организации не включены ведущие ученые, приглашенные из других организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность сходного профиля.


Порядком приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденным приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147:

на официальном сайте образовательной организации и информационном стенде не размещена обязательная информация или представлена не в полном объеме;

приемной комиссией образовательной организации не обеспечено функционирование официального сайта для ответов на обращения, связанные с приемом на обучение;

правилами приема в организацию не определены:

- сроки начала и завершения приема документов по заочной форме обучения;

- срок завершения проводимых самостоятельно вступительных испытаний; - срок зачисления на обучение по договорам об оказании платных образовательных услуг;

- перечень учитываемых индивидуальных достижений поступающих и порядок их учета;

в программах вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно, не установлены шкала оценивания и минимальное количество баллов для каждого вступительного испытания;

в организации не созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (в том числе отсутствуют пандусы, подъемники, поручни, расширенные дверные проемы);

правилами приема на обучение в образовательную организацию установлены преимущественные права на зачисление, не предусмотренные порядком приема.


Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденным приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367:

в учебных планах не предусмотрено формирование обязательных компетенций;

имеются несоответствия в указании формируемых компетенций в рабочих программах дисциплин и учебном плане по основной образовательной программе;

в рабочих программах учебных дисциплин отсутствуют: перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю); перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля); перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости);

в программе учебной практики основной образовательной программы отсутствуют: указание объема практик в зачетных единицах; перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы, фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике; перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем;

организацией не установлен срок начала учебного года по заочной форме обучения;

информация об основной образовательной программе не размещена организацией на официальном сайте в сети «Интернет»;

отсутствует локальный акт организации, устанавливающий порядок обеспечения возможности освоения факультативных (необязательных для изучения при освоении образовательной программы) и элективных (избираемых в обязательном порядке) дисциплин (модулей);

отсутствуют индивидуальные учебные планы для обучающихся, осваивающих образовательную программу по ускоренному обучению;

фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся, входящие в рабочие программы дисциплин, а также программы практики не включают в себя методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций;

фонд оценочных средств для итоговой (государственной итоговой) аттестации не включает в себя методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов освоения образовательной программы, описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал оценивания;

отсутствуют сведения о профессорско-преподавательском составе, необходимом для реализации образовательной программы;

отсутствует локальный нормативный акт, устанавливающий минимальный объем контактной работы обучающихся с преподавателем, а также максимальный объем занятий лекционного и семинарского типов при организации образовательного процесса по реализуемым образовательным программам.


Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), утвержденным приказом Минобрнауки России от 19.11.2013 № 1259:

информация о реализуемых в организации программах аспирантуры не размещена на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

не разработан локальный нормативный акт организации, устанавливающий порядок освоения факультативных и элективных дисциплин (модулей);

в основной образовательной программе высшего образования – программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре отсутствуют рабочие программы дисциплин, оценочные средства по дисциплинам, программа научно-производственной практики;

организацией при реализации основной профессиональной образовательной программы высшего образования - программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки кадров высшей квалификации не разработаны программы практик по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в соответствии с видами профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры;

в рабочих программах дисциплин не определены навыки и (или) опыт деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения программы аспирантуры;

не разработаны индивидуальные учебные планы, сформированные на основе учебного плана программы аспирантуры (адъюнктуры) для каждого обучающегося, который обеспечивает освоение программы аспирантуры (адъюнктуры) на основе индивидуализации ее содержания и (или) графика обучения с учетом уровня готовности и тематики научно-исследовательской работы обучающегося;

не разработан локальный нормативный акт, устанавливающий формы, систему оценивания, порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся, включая порядок установления сроков прохождения соответствующих испытаний обучающимся, не прошедшим промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющим академическую задолженность, а также периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся.


Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденным приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499:

в программах повышения квалификации отсутствуют сведения об итоговой аттестации слушателей;

в программах профессиональной переподготовки, программах повышения квалификации не указан уровень образования лиц, допущенных к освоению дополнительных профессиональных программ;

в структуре программ не представлена характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации;

содержание программ не учитывает профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе;

в структуре дополнительных профессиональных программ отсутствуют:

- календарные учебные графики,

- рабочие программы учебных предметов, дисциплин (модулей),

-организационно-педагогические условия в части отсутствия требований к кадровому обеспечению;

отсутствуют дополнительные профессиональные программы, разработанные и утвержденные организацией, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование;

в структуре программы повышения квалификации отсутствует перечень профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения;

в организации освоение дополнительных профессиональных программ не завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией.


Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Минобрнауки России 29.08.2013 № 1008:

в дополнительных общеобразовательных программах организацией не определены сроки обучения;

организацией не разработаны индивидуальные учебные планы для реализации дополнительных общеобразовательных программах;

организацией не обновляются ежегодно дополнительные общеобразовательные программы;

организацией не определены формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации учащихся;

организацией не определен порядок обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы;

в организации отсутствуют локальные нормативные акты, определяющие количество учащихся, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в зависимости от направленности дополнительных общеобразовательных программ;

в организации отсутствует локальный нормативный акт, определяющий возможность получения дополнительного образования на иностранном языке в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой.


Порядком перевода студентов из одного высшего учебного заведения Российской Федерации в другое, утвержденным приказом Минобразования России от 24.02.1998 № 501:

в личных делах обучающихся отсутствуют выписка из приказа о переходе студента с одной основной образовательной программы по специальности или направлению подготовки на другую (в том числе с изменением формы обучения);

в личных делах отчисленных из организации в порядке перевода в другую образовательную организацию отсутствуют студенческий билет и зачетная книжка;

в организации отсутствуют документы о проведении аттестации при переводе студентов из одной организации в другую;

в приказах о зачислении отсутствуют записи "Зачислен в порядке перевода из ... вуза, на ... специальность (направление), на ... курс, на ... форму обучения», записи об утверждении индивидуального учебного плана студента.

Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 27.11.2015 № 1383:

в составе основной профессиональной образовательной программы отсутствуют программы практик;

программы практик основных профессиональных образовательных программ не включают в себя фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике;

программы практик основных профессиональных образовательных программ не содержат указание на форму проведения практики, перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», необходимых для проведения практики;

программы преддипломной практики основных профессиональных образовательных программ не предусматривают согласование руководителем практики от профильной организации индивидуального задания, содержания и планируемых результатов практики, а также составление руководителем практики от организации и руководителем практики от профильной организации совместного рабочего графика (плана) проведения практики;

в приказах о направлении на практику не указывается способ проведения практики;

в образовательной организации отсутствуют:

- рабочие графики (планы) проведения практик обучающихся, осваивающих основные профессиональные программы высшего образования;

- индивидуальные задания, выполняемые в период практики, для обучающихся, осваивающих основные профессиональные программы высшего образования;

- распорядительные акты организации о направлении на практику обучающихся, осваивающих основные профессиональные программы высшего образования;

- сведения о назначении руководителей практики от предприятий (учреждений, организаций);

- согласования индивидуального задания обучающихся, содержания и планируемых результатов со стороны руководителей практик от профильной организации;

- документы, подтверждающие назначение руководителя (руководителей) практик из числа работников профильной организации при проведении практики в профильной организации; согласование руководителями практик от профильной организации индивидуальных заданий, содержания и планируемых результатов практики; проведение инструктажа обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка.


Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденным приказом Минобрнауки России от 29.06.2015 № 636:

в состав государственной экзаменационной комиссии для проведения государственной итоговой аттестации включены менее 50 процентов ведущих специалистов – представителей работодателей или их объединений в соответствующей области профессиональной деятельности;

организацией не разработан и не утвержден порядок выполнения выпускных квалификационных работ, критерии оценки результатов их защиты; не определены требований к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы, а также требования к государственному экзамену;

организацией не созданы апелляционные комиссии;

графиком выполнения магистерской диссертации не предусмотрено ознакомление обучающегося с отзывом и рецензией (рецензиями) не позднее чем за 5 календарных дней до дня защиты выпускной квалификационной работы;

выпускная квалификационная работа передаётся в государственную экзаменационную комиссию позднее чем за 2 календарных дня до дня защиты выпускной квалификационной работы;

организацией не установлен регламент работы государственной экзаменационной комиссии и апелляционной комиссии;

в протоколах заседания государственной экзаменационной комиссии по приему государственного аттестационного испытания не отражаются перечень заданных обучающемуся вопросов и характеристика ответов на них, мнения председателя и членов государственной экзаменационной комиссии о выявленном в ходе государственного аттестационного испытания уровне подготовленности обучающегося к решению профессиональных задач, а также о выявленных недостатках в теоретической и практической подготовке обучающегося;

протоколы заседаний государственной экзаменационной комиссии не сшиваются в книги;

перед государственными экзаменами не проводится консультирование обучающихся по вопросам, включенным в программу государственного экзамена;

не утвержден перечень тем выпускных квалификационных работ, предлагаемых обучающимся;

для подготовки выпускной квалификационной работы за обучающимся не закрепляется распорядительным актом организации руководитель выпускной квалификационной работы из числа работников организации;

не утверждено распорядительным актом расписание государственных аттестационных испытаний, в котором указываются даты, время и место проведения государственных аттестационных испытаний и предэкзаменационных консультаций;

выпускные квалификационные работы по программам специалитета не проходят рецензирование;

в организации не установлен порядок размещения текстов выпускных квалификационных работ в электронно-библиотечной системе организации, проверки их на объем заимствования;

тексты выпускных квалификационных работ не размещаются в электронно-библиотечной системе организации и не проверяются на объем заимствования.


Порядком заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утвержденным приказом Минобрнауки России от 13.02.2014 № 112:

в приложениях к дипломам не указана трудоемкость государственной итоговой аттестации, отсутствуют сведения об «общей трудоемкости освоенной программы», об «объеме работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем»;

книга регистрации выданных документов об образовании и о квалификации не прошнурована, не скреплена печатью организации с указанием количества листов;

в книгу регистрации выданных документов об образовании и о квалификации не вносятся обязательные данные, в том числе, в случае получения документа по доверенности;

документы об образовании и (или) квалификации выданы позднее 10 дней с даты издания приказа об отчислении выпускника;

бланки документов об образовании и о квалификации не хранятся как бланки строгой отчетности;

не ведется специальный реестр бланков документов об образовании и о квалификации.


Порядком и случаями перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное, утвержденными приказом Минобрнауки России от 06.06.2013 № 443:

организация не обеспечила открытость информации о сроках подачи обучающимися заявлений на переход с платного обучения на бесплатное путем размещения указанной информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте в сети «Интернет»;

в комплекте документов студентов, претендующих на переход с платного обучения не бесплатное, не представлена информация об отсутствии у претендентов дисциплинарных взысканий и задолженности по оплате за обучение;

в организации отсутствуют документы, определяющие состав, полномочия и порядок деятельности специально создаваемой образовательной организацией комиссии по вопросам перевода с платного обучения на бесплатное;

при принятии решения о переходе/отказе в переходе обучающегося с платного обучения на бесплатное не учтено мнение совета обучающихся образовательной организации, профессионального союза обучающихся и совета родителей (законных представителей).





























ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Типовые нарушения,

выявленные при осуществлении федерального государственного контроля качества образования


Установлены следующие несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам:

в образовательной организации отсутствует разработанная и утвержденная основная образовательная программа, соответствующая актуальным требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;

образовательная организация не обеспечивает гарантию качества подготовки выпускников, в том числе путем разработки стратегии по обеспечению качества с привлечением представителей работодателей; периодического рецензирования образовательных программ; разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

в образовательной организации отсутствуют документы, подтверждающие регулярное проведение самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии качества) и сопоставления с другими образовательными организациями с привлечением представителей работодателей;

образовательной организацией не определена направленность (профиль) реализуемой образовательной программы с учетом мнения работодателей, преподавателей и обучающихся;

основная образовательная программа систематически не обновляется в соответствии с требованиями стандарта;

организацией не соблюдаются требования к нормативному сроку освоения образовательной программы при очно-заочной и заочной формах обучения;

трудоемкость (объем) основной образовательной программы в зачетных единицах (общая трудоемкость; трудоемкость за учебный год) не соответствует требованиям стандарта;

по итогам освоения дисциплин учебного плана, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, выставляется оценка «зачтено»;

в составе документов основной образовательной программы отсутствуют рабочие программы дисциплин, программы всех видов практик, предусмотренных учебным планом;

в рабочих программах дисциплин базовой части образовательной программы не предусмотрено освоение обучающимися компетенций, установленных стандартом;

в рабочих программах дисциплин не сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по образовательной программе;

обучающимся не обеспечена возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы, в том числе, путем реализации права выбирать конкретные дисциплины из числа дисциплин по выбору; получить консультацию по выбору дисциплин и их влиянию на освоение образовательной программы в соответствии с профилем подготовки;

организацией не выполняются требования стандарта в части проектирования и реализации дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту, в том числе, при очно-заочной и заочной формах обучения;

в составе документов основной образовательной программы отсутствуют утвержденные организацией фонды оценочных средств для промежуточной и итоговой аттестации обучающихся; структура фондов оценочных средств не соответствует установленным требованиям;

образовательной организацией не создаются условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности;

в учебном плане, рабочих программах практик организацией не определены типы и способы проведения учебной и производственной (в том числе, преддипломной) практик;

в рабочих учебных планах по заочной форме обучения в разделе «Учебная и производственная практики» не указаны последовательность и распределение практики по периодам обучения, формы промежуточной аттестации обучающихся по итогам практики;

в рабочих программах дисциплин отсутствует информация об обеспеченности обучающихся доступом (удаленным доступом) к современным профессиональным базам данных, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению;

образовательной организацией разработана и утверждена единая рабочая программа производственной, преддипломной практики для всех профилей подготовки, что не соответствует требованиям к формированию фондов оценочных средств для оценки результатов освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы отдельно для каждого профиля подготовки;

в организации отсутствуют документы по итогам прохождения всех видов практики, оценочное заключение той организации, где обучающийся проходил практику;

отсутствует методическое обеспечение и обоснование времени, затрачиваемого на выполнение внеаудиторной работы;

для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям не созданы фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций;

в организации отсутствуют требуемые для проведения занятий лекционного типа наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей);

в фондах оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине в рабочих программам дисциплин типовые контрольные задания и иные материалы сформулированы только для оценки знаний; задания по оценке навыков и умений (тесты, задания на решение конкретных ситуаций и др.) отсутствуют;

в учебном процессе широко не используются активные и интерактивные формы проведения занятий (компьютерные симуляторы, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внутриаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся;

в рамках учебных курсов не предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
























ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Типовые нарушения,

выявленные при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к используемой в образовательном процессе информационной продукции



в ряде образовательных организаций не применяются административные и организационные меры, технические, программно-аппаратные средства защиты детей от информации – отсутствуют фильтры контента, обеспечивающие информационную безопасность детей и блокирующие доступ к информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.