Таблица разногласий к проекту приказа Рособрнадзора

«Об утверждении Порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов»


п/п

Замечания по результатам антикоррупционной экспертизы, проведенной независимыми экспертами Носковой Г.Н. и Ивановым И.С.

Рособрнадзор

Отсутствуют четкие требования к лицам, привлекаемым к разработке контрольных измерительных материалов. Указано лишь, что «при отборе работников для включения в состав Комиссий разработчиков КИМ учитывается наличие квалификации и опыта разработки и экспертизы материалов в области педагогических измерений». Данная формулировка дает широкие возможности для личного усмотрения при отборе. Что понимать под квалификацией и опытом - неизвестно.



Согласно части 11 статьи 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) установление требований к лицам, привлекаемым к разработке КИМ, не относится к предмету данного приказа и полномочиям Рособрнадзора.

Аналогичная норма (пункт 8 Порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена, утвержденного приказом Рособрнадзора от 25.08.2011 № 1897, зарегистрирован Минюстом России 30.12.2011, регистрационный № 22833) успешно прошла антикоррупционную экспертизу. При этом Минюст России не указывал на широкое толкование данной нормы.


Установлено, что персональный состав Комиссий разработчиков КИМ утверждается Рособрнадзором из числа работников образовательных и научных организаций. Такая формулировка не исключает того, что материалы будут подготовлены педагогами той же школы, в которых их планируется применять. Отсутствуют требования к профессиональному уровню разработчиков, то есть не исключается также, что задание по математике будет готовить учитель русского языка.


КИМ разрабатываются не для определенной образовательной организации, а для проведения ЕГЭ на территории Российской Федерации в целом. Члены Комиссии разработчиков КИМ лишь формируют варианты КИМ. При тиражировании эти варианты перемешиваются и кодируются, а затем зонально распределяются по субъектам Российской Федерации. Поэтому у лиц, привлекаемых к разработке КИМ, нет возможности узнать, в какой регион, какую образовательную организацию ушел вариант КИМ, ими разработанный. Таким образом, замечание о том, что они могут использоваться в образовательной организации, педагоги которой принимали участие в их разработке, лишено смысла. Кроме того, с членами Комиссии разработчиков КИМ заключается договор, включающий в себя обязательства о неразглашении сведений, полученных в ходе разработки КИМ.


Внешнее рецензирование разработанных КИМ, в том числе возможность их отклонения при наличии определенного числа отрицательных рецензий, Порядком не предусматриваются.

Содержательная, тестологическая и корректурная экспертизы КИМ проводятся членами Комиссии разработчиков КИМ, причем неоднократно. Проведение внешней экспертизы повлечет за собой нарушение части 11 статьи 59 Федерального закона, согласно которой информация, содержащаяся в КИМ, имеет ограниченный доступ.

Порядок использования КИМ регламентирован фрагментарно, в п. 13 Порядка содержится отсылочная норма следующего содержания: «КИМ выдаются обучающимся и используются ими в соответствии с порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам». В чем собственно заключается использование КИМ, Порядком не определено.

Минюст России неоднократно указывал на необходимость исключения дублирования норм в различных нормативных правовых актах. Нормы, регулирующие процедуру использования КИМ участниками ЕГЭ в настоящее время содержатся в приказах Минобрнауки России, устанавливающих порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования. В связи с тем, что указанные приказы являются нормативными правовыми актами вышестоящего органа и непосредственно связаны с использованием КИМ, полагаем нецелесообразным дублировать эти нормы в приказе Рособрнадзора.

Порядок не содержит конкретных положений, выполнение которых способствовало бы безопасному хранению контрольных измерительных материалов, пресекало утечку информации. Формулировки нормативного акта неопределенные, например «с обеспечением конфиденциальности и безопасности содержащейся в них информации» (п.10 Порядка); «с обеспечением конфиденциальности и безопасности содержащихся в них сведений» (п. 11 Порядка); «помещения, исключающие доступ к ним посторонних лиц и позволяющие обеспечить сохранность материалов и сведений» (п.15 Порядка); «юридические и физические лица, имеющие доступ к информации, содержащейся в КИМ, принимают меры по защите указанной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты информации» (п.16 Порядка). Не определены сроки хранения документации.

Ответственные лица Порядком не определены ни для одного из этапов, обозначенных в названии документа (разработка, использование, хранение). Не указано, кто попадает в разряд «посторонних лиц», являются ли таковыми сотрудники образовательного учреждения?

Будет учтено.