МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


П Р О Т О К О Л

заседания коллегии



от 25 октября 2006 г.



ПК-8


Председательствовал А.А.Фурсенко


Присутствовали:



члены коллегии

Минобрнауки России


Д.В. Ливанов, А.Г. Свинаренко, В.Н. Фридлянов,
Г.А. Балыхин, В.А.Болотов, С.Н. Мазуренко, А.Г.Кабанов, И.И. Калина, В.В.Ничков, А.В. Хлунов, Л.П. Кезина, В.В. Костюк, В.А. Садовничий




от Аппарата Правительства Российской Федерации


А.Л. Заклязминский




от федеральных органов исполнительной власти


П.Е. Кондрашов (Рособрнадзор), В.Н. Шаулин (Рособрнадзор), Т.А. Бархатова (Рособрнадзор), В.В. Сильвестров (Рособрнадзор), Л.В. Караваева (Рособрнадзор), Б.Б. Соловьев (Рособрнадзор)




от департаментов

Минобрнауки России


И.В. Ган, А.Н.Москвичев, Н.Н. Самылкина,

Б.П. Шкатов




от ЦК Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации


Г.И. Меркулова




от учреждений, организаций


М.Б. Астапов (Департамент образования и науки Краснодарского края), В.Н. Васильев (Петрозаводский государственный университет), А.Д. Викторов (Комитет по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга), М.В. Груздев (Департамент образования администрации Ярославской области), А.Г. Ершов (Федеральный институт педагогических измерений), Л.П. Ильина (Государственное управление образованием Псковской области), Г.С. Ковалева (Центр оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования), Л.Л. Мешкова (Тамбовский бизнес-колледж), М.Б. Миндюк (Издательство «Интеллект-Центр»), С.В. Мищенко (Тамбовский государственный технический университет),
Я.В. Соловьев (Федеральная предметная комиссия по истории России), А.О. Татур (Федеральный институт педагогических измерений), В.Т. Титов (Воронежский государственный университет), И.Б. Федоров (Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана),
В.А. Хлебников (Федеральный центр тестирования), И.П. Цыбулько (Федеральная предметная комиссия по русскому языку),
И.А. Шаповалова (Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской республики)



Об итогах эксперимента по введению единого государственного экзамена в 2006 году и задачах на 2007 год

(Фурсенко, Болотов, Астапов, Груздев, Ильина, Титов, Мешкова, Ковалева, Мищенко, Васильев, Викторов, Садовничий, Кезина, Мазуренко, Калина, Свинаренко, Ливанов)


Заслушав и обсудив доклад руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) В.А. Болотова, коллегия отмечает, что во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 года № 830 «О проведении в 2006-2007 годах единого государственного экзамена» Рособрнадзором совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами управления образованием субъектов Российской Федерации и образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования (далее соответственно – вузы и ссузы) в 2006 году продолжено проведение эксперимента по введению единого государственного экзамена (далее - эксперимент).

В соответствии с решением коллегии Минобрнауки России от 10 ноября 2005 года № ПК-12 Рособрнадзором в 2006 году реализовано следующее.

Совместно с Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образовании обеспечено своевременное представление в Правительство Российской Федерации проекта постановления Правительства Российской Федерации «О продолжении эксперимента по введению в 2006-2007 годах единого государственного экзамена» и его принятие Правительством Российской Федерации.

Утвержденный план координации работ по подготовке и проведению единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) в 2006 году выполнен в установленные сроки.

Федеральным агентством по образованию (далее – Рособразование) по согласованию с Рособрнадзором 20 января 2006 года издан приказ № 14
«Об участии государственных образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования, находящихся в ведении Федерального агентства по образованию, в эксперименте по введению единого государственного экзамена в 2006 году». В соответствии с ним прием и зачисление в вузы/ссузы, подведомственные Рособразованию, проводились по результатам ЕГЭ на 100% направлений подготовки (специальностей) - ссузами и ранее принимавшими участие в эксперименте вузами; на 50% направлений подготовки (специальностей) - впервые участвующими в эксперименте вузами. Исключение составили вузы/ссузы г. Москвы.

Расширено взаимодействие с вузами/ссузами на всех этапах подготовки и проведения ЕГЭ: разработка правил приема и организация зачисления по результатам ЕГЭ, работа с федеральной базой свидетельств о результатах ЕГЭ, мониторинг обучения и др.

Организовано взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, имеющими в своем ведении образовательные учреждения, по обеспечению участия подведомственных им образовательных учреждений в ЕГЭ.

Из 23 федеральных министерств и ведомств, имеющих подведомственные им образовательные учреждения – 19 согласовали их участие в эксперименте по введению ЕГЭ по следующим схемам:

в формате, установленном приказом Рособразования от 20 января 2006 года № 14, - Минфин России, Минэкономразвития России, Росатом, Роспечать, Росморречфлот, Росспорт, Роскультура, Рослесхоз, Росрыболовство, ФНС России;

участие по 50% направлений подготовки (специальностей) - Росавиация, Россвязь, Росздрав, Росжелдор, Россельхоз;

только учет результатов ЕГЭ - Верховный Суд Российской Федерации, МИД России, Минобороны России, МВД России, МЧС России;

отказались от проведения и засчитывания результатов ЕГЭ – ФСБ России (1 вуз), Минюст России (6 вузов), ФТС России (1 вуз).

Продолжена работа по совершенствованию и оптимизации технологии организации и проведения ЕГЭ по следующим направлениям:

апробация технологии организации и проведения ЕГЭ в труднодоступных и отдаленных местностях Российской Федерации (районы Республики Коми и Республики Саха (Якутия), Хабаровского края, Иркутской, Камчатской и Томской областей, а также Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Чукотского автономного округа);

технологические изменения в организации и проведении ЕГЭ по иностранным языкам;

распечатка свидетельств о результатах ЕГЭ на региональном уровне (Вологодская область, Ивановская область, Камчатская область, Костромская область, Ленинградская область, Мурманская область, Московская область, Тамбовская область, Томская область, г. Москва, г. Санкт-Петербург, Чукотский автономный округ);

апробация моделей организации и проведения ЕГЭ для отдельных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящие, слепые, с нарушением опорно-двигательного аппарата) в Ленинградской области и в г. Санкт-Петербурге;

апробация организации и проведения ЕГЭ «в одну волну» на территории Ненецкого, Усть-Ордынского Бурятского, Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов; минимизация «июльской волны» в Воронежской, Калининградской и Оренбургской областях.

По результатам шести инспекционных проверок соблюдения прав граждан при организации и проведении вступительных испытаний в вузы/ссузы сотрудниками Рособрнадзора выявлены нарушения:

несоответствие правил приема нормативным правовым актам федерального уровня;

необоснованное введение дополнительных вступительных испытаний для лиц, поступающих в вузы по результатам ЕГЭ;

требование подлинников документов об образовании, а также оригиналов свидетельств о результатах сдачи ЕГЭ при подаче абитуриентами документов на участие в конкурсе;

засчитывание в качестве вступительных испытаний результатов выпускных экзаменов подготовительных отделений (не финансируемых из средств федерального бюджета), вузовских олимпиад и вступительных испытаний, проведенных досрочно.

По итогам инспекционных проверок в соответствующие вузы/ссузы направлены предписания и составлены акты.

Кроме этого, практика проведения ЕГЭ показала, что на этапе включения в эксперимент или его расширения вузы меняют перечень вступительных испытаний на отдельные специальности (направления подготовки) в недопустимо поздние сроки.

Во всех 79 субъектах Российской Федерации, участвующих в ЕГЭ, подведены итоги эксперимента и предложены меры по его развитию.

Отмечена работа руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации, советов ректоров вузов и директоров ссузов по координации организации и проведения ЕГЭ, а также привлечению представителей институтов гражданского общества к общественному наблюдению за соблюдением установленного порядка проведения ЕГЭ.

Для участия в эксперименте в 2007 году поступили заявки от 82 субъектов Российской Федерации, в том числе от всех 79 регионов-участников эксперимента 2006 года. В ЕГЭ 2007 года участвовать не будут Чеченская Республика, Приморский край, Нижегородская область и Корякский автономный округ.

В 2007 году будет продолжена работа по следующим направлениям:

1. Совершенствование нормативного правового регулирования проведения ЕГЭ, а также государственной (итоговой) аттестации и приема в вузы/ссузы в части проведения ЕГЭ:

уточнение порядка аннулирования результатов ЕГЭ в случаях обнаружения нарушений при проведении ЕГЭ;

подготовка методических документов по проведению ЕГЭ для отдельных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья;

2. Разработка структуры и содержания контрольных измерительных материалов с учетом компетентностного подхода.

3. Организационно-технологическое обеспечение:

увеличение числа участников в апробации технологии проведения ЕГЭ в труднодоступных и отдаленных местностях Российской Федерации;

доработка и сертификация программного обеспечения, используемого при проведении ЕГЭ;

введение системы перекрестной проверки экзаменационных работ (между субъектами) в целях усиления информационной безопасности;

организация и проведение работ по расширению практики распечатки свидетельств о результатах ЕГЭ на региональном уровне.

4. Разработка комплексной системы информационной безопасности функционирования информационно-технологической системы обеспечения ЕГЭ.

5. Сертификация Федеральной базы свидетельств о результатах ЕГЭ в целях предоставления ей статуса официального государственного информационного ресурса.





Коллегия решила:



1. Департаменту государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования (Калине И.И.):

1.1. совместно с Департаментом прогнозирования и организации бюджетного процесса (Шкатовым Б.П.) и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Болотовым В.А.) в срок до 15 декабря 2006 года обеспечить представление в Правительство Российской Федерации согласованного проекта постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующего проведение единого государственного экзамена в 2008 году;

1.2. совместно с Федеральным агентством по образованию (Балыхиным Г.А.) и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Болотовым В.А.):

1.2.1. при подготовке новых порядков приема в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования предусмотреть согласование сроков зачисления абитуриентов в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования в связи с введением единого государственного экзамена в штатный режим;

1.2.2. при организации работ по подготовке государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения использовать результаты и наработки Федерального института педагогических измерений, в том числе уделить особое внимание содержанию учебных программ по информатике и ИКТ;

1.2.3. подготовить предложения по перечню направлений подготовки (специальностей), по которым при приеме могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности;

1.2.4. подготовить предложения по перечню образовательных учреждений и направлений подготовки (специальностей) при приеме на которые проводится дополнительное вступительное испытание профильной направленности;

1.2.5. в срок до 1 мая 2007 года подготовить предложения по расширению перечня всероссийских олимпиад и критерии отнесения вузовских конкурсов и олимпиад к указанному перечню;

1.2.6. подготовить предложения по упорядочению льготных категорий граждан и видов предоставляемых льгот при поступлении в вузы;

1.3. в срок до 1 марта 2007 года подготовить информационное письмо о рекомендуемом перечне вступительных испытаний в зависимости от профиля подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием;

1.4. совместно с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Болотовым В.А.) в срок до 1 марта 2007 года:

1.4.1. разработать рекомендации по использованию результатов новых форм государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов при их поступлении в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования на программы обучения на базе основного общего образования;

1.4.2. подготовить предложения по модернизации существующих государственных статистических форм для исключения дублирования с базами данных, собираемыми в ходе подготовки к проведению единого государственного экзамена;

1.5. совместно с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Болотовым В.А.) в течение трех месяцев после принятия законопроекта
«О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части введения единого государственного экзамена» в целях подготовки новой редакции Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений подготовить предложения по упорядочиванию предметов обязательных для государственной (итоговой) аттестации, в том числе сдаваемых в форме единого государственного экзамена для подготовки;

2. Федеральному агентству по образованию (Балыхину Г.А.):

2.1. по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Болотовым В.А.) и Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России в срок до 1 декабря 2006 года издать приказ об участии в эксперименте подведомственных вузов, ссузов и филиалов, расположенных на территории субъектов Российской Федерации-участников эксперимента 2007 года, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от
29 декабря 2005 года № 830 «О проведении в 2006-2007 годах единого государственного экзамена»;

2.2. совместно с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Болотовым В.А.) и Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России в срок до
1 декабря 2006 года подготовить предложения по формированию проектов, обеспечивающих проведение единого государственного экзамена в рамках Федеральной целевой программы развития образования;

3. Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Болотову В.А.):

3.1. в срок до 1 января 2007 года провести работу с Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова по проверке фактов неудовлетворительной сдачи в 2006 году вступительных испытаний абитуриентами, имеющими высокие баллы (90-100 баллов) по ЕГЭ;

3.2. в срок до 1 марта 2007 года обобщить опыт субъектов Российской Федерации и подготовить предложения по расширению практики общественного наблюдения за ходом организации и проведения единого государственного экзамена;

3.3. провести работу по согласованию с федеральными органами исполнительной власти перечня участвующих в эксперименте подведомственных им образовательных учреждений в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 года № 830 «О проведении в 2006-2007 годах единого государственного экзамена»;

3.4. по согласованию с Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации разработать и апробировать в 2007 году разные модели организации и проведения единого государственного экзамена на этапе вступительных испытаний в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования;

3.5. расширить в 2007 году апробацию новой технологии проведения единого государственного экзамена по иностранным языкам;

3.6. расширить в 2007 году апробацию технологии проведения единого государственного экзамена для отдельных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.



А.А. Фурсенко